Получается, законное понятие о принадлежности имущества лицу, а не роду уже было развито до того, что закон признавал раздельное имущество мужа и жены, и в случае взыскания за преступление мужа в удовлетворение поступало только имущество мужа, а имущество жены — «женино имение» — закон признавал неприкосновенным.
*
Следующим по времени памятником права был договор князя Игоря с Византией 945 года. В нем нам интересно то, что в преамбуле документа перечислены уполномоченные послы от русской стороны. Так, кроме послов от самого Игоря и его сына Святослава, упоминаются послы от княгини Ольги — супруги Игоря, от Сфандры — жены Улеба (брат Святослава) и от какой-то славянки по имени Преслава.
*
Следовательно, женщины имели и какие-то весомые политические права, коли имели своих представителей даже на принципиальных международных переговорах. Предположительно послы от Сфандры и Преславы были уполномочены отправившими их женщинами вести и торговые переговоры. Эти высокопоставленные дамы занимались торговлей с Византией и значит обладали значительным объемом товаров и личных средств.
*
Если сравнивать правовое положение русских женщин с положением женщин в германских племенах и государствах, то можно заметить, что славянки имели несколько больше прав, чем их соседки. Так, в германских источниках точно определяется бесправное положение женщины: она постоянно должна была находиться под опекой мужчины. В молодости женщина была опекаема отцом, а в браке попадала под опеку мужа. И даже если она овдовеет, то тут же ее опекуном становится ее старший сын. Русские же женщины находились под опекой только до замужества, а выйдя замуж, они освобождались от всякой опеки.
*
Наиболее ярким примером и доказательством того, что женщины в Древней Руси не были полностью дискриминированы в правовом положении, является судьба супруги князя Игоря Ольги. После гибели своего мужа в 945 году от рук восставших древлян она стала полноправной преемницей княжеской власти в Русской земле. И вся дружина, вся феодальная, торговая и политическая элита государства приняла это спокойно и признала Ольгу своей княгиней.
*
Первые же ее действия показали, что она была реальной властительницей, а не номинальной носительницей титула. Её приказы безоговорочно исполнялись всеми. Ольга изобретательно и жестоко отомстила древлянам за убийство ее мужа, но тут же упорядочила размер взимаемых податей, дабы исключить произвол властей, провоцировавший непослушание и восстания.
*
Огромное значение для истории Древнерусского государства имело то, что именно первая женщина-правитель смело принимает христианство в 955 (или в 957) году. Ольгу, принявшую при крещении имя Елена, с подобающими почестями дважды принимает у себя византийский император Константин Багрянородный.
*
Княгиня Ольга показала себя мудрым государственным деятелем, и за ней числится много славных и полезных дел: она установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Она положила начало каменному строительству на Руси и т.д.
*
Период женского правления ознаменовался большими успехами молодого русского государства во всех направлениях. Именно за Ольгой можно признать историческую заслугу в принятии Русью христианства. Позднее княгиню Ольгу за все эти подвиги объявили святой, т.е. канонизировали. А в 1547 году она была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести в христианской истории удостоились ещё только пять святых женщин.
*
Принятие же христианства на Руси не способствовало возвышению женщин и расширению их прав. Скорее наоборот. Уже одно то, что женщина никогда в православной церкви не может получить сан священника говорит о ее более низком положении по сравнению с мужчиной. Богословы всегда подчеркивали, что Господь, сотворив Адама, создал Человека и только потом решил из его же ребра создать ему «помощницу».
*
Библия приписывает Создателю утверждение в адрес женщины: «отныне к мужу влечение твое, и он будет господствовать над тобой». Этот постулат явно отводил женщине вторую роль в человеческом обществе. И православные богословы высказываются на этот счет довольно четко: «Мы никак не можем обойти тот факт, что между мужчиной и женщиной не может быть с самого начала никакого равенства» (священник Андрей Лоргус).
*
Таким образом, внедрившиеся в русское общество религиозные нормы также выступили важными регуляторами общественных отношений и в дальнейшем оказали свое влияние и на установление норм морали и права. Обозначившаяся было в русском государстве тенденция к уравнению в правах женщин и мужчин не получила своего развития и была прервана.
*
Автор: Александр Минжуренко.