Статья и замечательный фильм-реконструкция, снятый ныне покойным словенским режиссером Ядраном Стерле (Jadran Sterle) , в котором участвовали люди из DRUŠTVO SLOVENSKI STAROVERCI и сам Pavel Medvešček.
*
В статье "Oсвятина - языческий огонь", (Medvešček P.: Osvatina - poganski ogenj. - Etnolog 2, št. 1, 1992(cейчас ему уже 81 год)) автор описывает почти забытый обычай OСВЯТИНЫ, сжигание пня в начале весны.Обычай этот сохранился в некоторых западных районах Словении области Гoришки (горы Кaнaлски Кoлoврaт и Гoришкa брдa).
В древние времена ОСВЯТИНА была важным обрядовым действом во время перехода от зимы к весне и некоторых других ритуалов. Когда я был в Горишских горах, записывал рассказы о ЧУЙИ, часто слышал что большой пень также называли ОСВЯТИНА, ЧРЛЯ, ДАБНЦА и ЧУЙЛНА (Рис.1) , думая, что все относится к тому же обряду - сжигание пня (баняк – серб.) на Рождество. Однако, когда я посетил в 1960 году Антона Зозута из Имнега, то он мимоходом сказал, что однажды ,давным-давно, палили ЧУЮ на время новой луны в марте, называли её ОСВЯТИНА. Некоторые иностранцы называли её языческий огонь. Как и почему обычай похожий был распространен и на рождество (сжигали пень) , не мог сказать, да и, похоже, это не имело для него значения. Он сказал мне, что над ЧУЕМ окуривали краник от винных бочек , полагая, что от этого лучше вино будет. На ОСВЯТИНУ с вечера кидали листья оливкового дерева, а затем окуривали комнаты в доме. Он вспомнил поверье что пень должен быть крепок и с корнями, от того как долго он горит зависит урожай этой семьи. Поэтому, как правило, жгли его в течение недели, иногда и дольше.
Джозефа Фикфак из Слепого Врховля различала рождественскую ЧУЮ от ОСВЯТИНЫ. Когда праздновали ОСВЯТИНУ, заметила, что все пень называют ЧРЛЬЯ. Прежде чем вечером его зажечь , кострище очищали от золы и угля. Когда это будет завершено четыре мужчины клали ЧРЛЬУ в костёр. Спереди его нёс хозяин, который потом смотрел за тем чтобы огонь хорошо горел и не погас. ЧРЛЬА зачастую весила по сто фунтов. В огне жарили каштаны и прочее. Пожилые люди говорят, что лучше для ОСВЯТИНЫ пень из груши или рябины (Sorbus Domestica), который бурей вырван и повален на землю. Поэтому, для ОСВЯТИНЫ деревья искали долго, до дня наступления праздников; когда находили, помечали,дабы другие люди уже не унесли себе. Была также известная поговорка: "Если к ОСВЯТИНЕ рождаются, живут долго."
Все перечисленное не было свойственно для рождественского пня.
Теги: OСВЯТИНА - языческий огонь