ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧЕРНАЯ МАГИЯ И РУНЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧЕРНАЯ МАГИЯ И РУНЫ » Славянское Язычество » OСВЯТИНА - языческий огонь


OСВЯТИНА - языческий огонь

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Статья и замечательный фильм-реконструкция, снятый ныне покойным словенским режиссером Ядраном Стерле (Jadran Sterle) , в котором участвовали люди из DRUŠTVO SLOVENSKI STAROVERCI и сам Pavel Medvešček.
*
В статье "Oсвятина - языческий огонь", (Medvešček P.: Osvatina - poganski ogenj. - Etnolog 2, št. 1, 1992(cейчас ему уже 81 год)) автор описывает почти забытый обычай OСВЯТИНЫ, сжигание пня в начале весны.Обычай этот сохранился в некоторых западных районах Словении области Гoришки (горы Кaнaлски Кoлoврaт и Гoришкa брдa).
В древние времена ОСВЯТИНА была важным обрядовым действом во время перехода от зимы к весне и некоторых других ритуалов. Когда я был в Горишских горах, записывал рассказы о ЧУЙИ, часто слышал что большой пень также называли ОСВЯТИНА, ЧРЛЯ, ДАБНЦА и ЧУЙЛНА (Рис.1) , думая, что все относится к тому же обряду - сжигание пня (баняк – серб.) на Рождество. Однако, когда я посетил в 1960 году Антона Зозута из Имнега, то он мимоходом сказал, что однажды ,давным-давно, палили ЧУЮ на время новой луны в марте, называли её ОСВЯТИНА. Некоторые иностранцы называли её языческий огонь. Как и почему обычай похожий был распространен и на рождество (сжигали пень) , не мог сказать, да и, похоже, это не имело для него значения. Он сказал мне, что над ЧУЕМ окуривали краник от винных бочек , полагая, что от этого лучше вино будет. На ОСВЯТИНУ с вечера кидали листья оливкового дерева, а затем окуривали комнаты в доме. Он вспомнил поверье что пень должен быть крепок и с корнями, от того как долго он горит зависит урожай этой семьи. Поэтому, как правило, жгли его в течение недели, иногда и дольше.
https://pp.userapi.com/c624917/v624917527/266ff/4CSub6bcKGU.jpg
Джозефа Фикфак из Слепого Врховля различала рождественскую ЧУЮ от ОСВЯТИНЫ. Когда праздновали ОСВЯТИНУ, заметила, что все пень называют ЧРЛЬЯ. Прежде чем вечером его зажечь , кострище очищали от золы и угля. Когда это будет завершено четыре мужчины клали ЧРЛЬУ в костёр. Спереди его нёс хозяин, который потом смотрел за тем чтобы огонь хорошо горел и не погас. ЧРЛЬА зачастую весила по сто фунтов. В огне жарили каштаны и прочее. Пожилые люди говорят, что лучше для ОСВЯТИНЫ пень из груши или рябины (Sorbus Domestica), который бурей вырван и повален на землю. Поэтому, для ОСВЯТИНЫ деревья искали долго, до дня наступления праздников; когда находили, помечали,дабы другие люди уже не унесли себе. Была также известная поговорка: "Если к ОСВЯТИНЕ рождаются, живут долго."
Все перечисленное не было свойственно для рождественского пня.

Теги: OСВЯТИНА - языческий огонь

0

2

Тина Габрельчичь из Заршчины хорошо помнит что говорили её старые соседи о ОСВЯТИНЕ. Например, если выпал снег, посыпали его золой ОСВЯТИНЫ, чтобы зима прошла быстро. Бывало что пепел рассеивали от сарая к входной двери дома. Кроме того, хозяин брал пепел от ОСВЯТИНЫ и относил его к яме которая была создана после падения дерева, потому что он считал, что это будет гарантом того что на этом месте прорастёт молодое дерево. Она вспомнила рассказы как в какой–то хижине сожгли ОСВЯТИНУ из рябины, в которой был Качон- змея ( Качон=мифологическое существо в виде змей). В ту же ночь их дом был сожжён дотла. Как говорили, качовное дерево ( дерево, в котором змей) может иметь вид спирали. Если внимательно на него посмотреть то можно увидеть в нем Качона. Поэтому вино имеет такую коварную силу, когда пьяные от него теряли силу и внимательность.Тогда была в селе привычка когда всякий взрослый испекал на горящей ОСВЯТИНЕ освятинскую свёклу которая имела целебные и очищающие свойства. Дети были на другой стороне костра и пекли "ждринц",его делали из фундука,мёда и гречневой муки. Приготовленную смесь затем запекают на сковороде на жиру.Когда ОСВЯТИНА горит слишком быстро, говорили что тут не обошлось без Линтвара ( Демон, который превращается в других существ; дракон, общее название среди словенцев). По обычаю также пекли пирог круглой формы. Первый хлеб был назван освятинский, имел туже силу, как и сегодня освященный.
*
Роза Ерзетич из Слапника также слышала о ОСВЯТИНЕ от пожилых людей. Она говорила о том, как приносили пень во двор (Рис. 1). В пне выдалбливали четыре отверстия с 4 сторон , а затем туда забивали деревянные колышки. Так ОСВЯТИНА горела костре, а отпиленная сторона (очалин) с клиньями оставалась нетронутой, и говорили : "Očalin odghanja zim’ zatou uen z njim" (Очалин прогоняет зиму и она уйдет с ним.) Пень должен был подпалить хозяин сухим просмоленным орешником. Когда разгорится, то на него время от времени посыпают можжевеловыми иглами или еловыми – сосновыми. Первый кувшин вина ("zimjanko" – Рис. 2), который был налит в этот вечер, хозяин выливал на ОСВЯТИНУ. Следовал треск. Это был голос духа дерева. Его понимали некотoрые ведающие и прорицателями. На Oсвятинское Новолуние люди переставали рубить деревья для личного использования. Кроме того, люди верили, что каштан непригоден для ОСВЯТИНЫ, из-за того что из этого дерева был сделан Ноев ковчег якобы.
*
Карло Ситар от Сеника повествует, что плохо помнит о ОСВЯТИНЕ. Ему помнится что вроде как этот обычай священники искореняли, но не помнит из –за чего. У них называли ОСВЯТИНУ и ДАБНИЦЕЙ, а рождественский БАНЯК называли ЧУЯ. Он вспомнил, что его дедушка говорил что той ночью жарили освятинскую свёклу. Родник, близкий к деревне, они называли oсвятинский , потому что там когда-то буря выкорчевала большой дуб, и вода пробилась из-под скалы. Когда у них случилось несчастье и чума, источник был засыпан землёй(видимо не обошлось без совета священника (прим.Leonid B.)).Как он помнит, до мартовского новолуния было запрещено сеять что-либо. Животные, которые в этот день родились не были пригодны для употребления в пищу человеком.
*
В то время как я путешествовал по Канальскому Koловрату (горная цепь) много расспрашивал о том обычае,но многого не узнал. Единственно кто что-то знал о ОСВЯТИНЕ был Юшто Ерман из Мочила. Там, как рассказывали старики, деревянный пень для ОСВЯТИНЫ назвали ЧУЙЛНА. Очевидно,что деревня Чо(у)лница ( восточнее Лиги) получила такое название от неё . Они также считают, что если на OСВЯТИНУ зацвел кизил-, это хороший знак, который предсказывает хороший урожай за всё жёлто и красно (пшеница, кукуруза, вишня ). Существует пословица : "Не будет хорошо коль на ОСВЯТИНУ облачно." Рассказчик слышал что освятинские праздники не справляют словенцы Италии, которые, как он сказал, "свои" имели праздники. Его дед также рассказал, что на ОСВЯТИНУ делали ОКАДНИЦУ (Рис. 3), Её запаливали на костре и окуряли ею в доме и сарае, чтобы отогнать злых духов. Окуривали и в тех домах, где по каким-то причинам не были подожжены ОСВЯТИНЫ
В Серединном и окрестных деревнях о ОСВЯТИНЕ что-то слышали, хотя ничего важного не знали. Единственное что помнят о ней, это жарка oсвятинской свёклы , которую затем дают животным, чтобы были здоровы и приплодны.
*
Интересен и рассказ Тончки Мишчек из Идрия,она слышала, что в старые времена это был очень важный обычай, который праздновали как переход от зимы к весне .Она слышал что последний освятинский костёр горел где-то вблизи Баска. Тогда там был некий велендольский чудак , который верил в языческих идолов. Кажется, что обычно там собирались у какого-то дерева, которое позже было срублено и собираться там перестали.
Перевод Leonid Balakin при поддержке Nejc Petrič

0


Вы здесь » ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧЕРНАЯ МАГИЯ И РУНЫ » Славянское Язычество » OСВЯТИНА - языческий огонь


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно