Академик Н.И. Толстой указывает: «Новолуние у славян отмечалось нередко разжиганием костров или печением особого пирога, девичьим гаданием о будущем, свадьбами, началом новых работ — сева, сажания деревьев, строительства дома и т.п.»
*
Однако так сложилось, что в современном славянском язычестве культ Луны выражен довольно слабо. Нередко можно встретить рассуждения о том, что славяне, якобы, почитали исключительно Солнце, а почитание Луны — это всё от семитов. Прекрасной иллюстрацией к этому мнению служит родноверческий календарь праздников — в нём четыре солнечных праздника, а все остальные — привязаны к фиксированным датам солнечного же григорианского календаря (вдобавок, напрямую позаимствованным из православного месяцеслова). И это при том, что науке давно известно, что календарь славян-язычников был лунно-солнечным.
*
В своё время мы внесли свой вклад в исправление этой прискорбной ситуации, предложив реконструкцию славянского языческого календаря праздников, основанную на природных явлениях (в том числе — фазах луны).
*
Однако, как видно из приведённой в начале этой заметки цитаты Н.И. Толстого, наши Предки праздновали каждое новолуние. То же самое мы предлагаем делать и современным славянским язычникам.
*
Прежде всего, следует уточнить один важный момент — новолуние, о котором пишет Толстой, это, скорее всего, не астрономическое новолуние («межи», когда луны на небе не видно), а неомения — первое появление на небе молодого месяца. Если, конечно, в приведённой выше цитате академик не смешал данные, относящиеся к разным астрономическим явлениям. Дело в том, что в древних лунно-солнечных календарях именно неомения служила точкой отсчёта нового месячного цикла. Кроме того, ряд перечисленных Н.И. Толстым действий (свадьбы, начало новых работ — сева, сажания деревьев, строительства дома) вряд ли мог совершаться в астрономическое новолуние, — это время в славянской народной Традиции «Повсеместно (…) считается крайне неблагоприятным и опасным как всякая пространственная или временная граница (порог, межа, пол, ночь, полдень и т.п.).
*
Это время “нечистое”, время, принадлежащее нечистой силе. Человек или животное, зачатые в такие дни, по представлениям болгар, не будут жить рано умрут. У всех славян известно верование, что ребенок, родившийся в “гнилые” дни, “на межах”, “на перемене”, останется бесплодным, бездетным. В Полесье остерегаются начинать какое-либо дело в “пустые” дни: не сеют и не сажают, не водят на случку скот, не покупают скот, не заготавливают урожай, не отправляются в дальнюю дорогу. На Брестщине известно верование, что если бы безлуние случилось на Пасху (что невозможно), то наступил бы конец света».
*
При этом «Время молодого, растущего месяца обычно трактуется как благоприятное для начала любых работ, особенно для роста, для всего растущего, развивающегося. В Полесье говорят: «Посей жито на молодику — обильно и колосисто, а на сходных днях — колосочки маленькие» или «Сад надо сажать молодого дня (т. е. в день молодого месяца), а если в конце месяца, то он долго не будет родить». Так же и болгары сеют или в полнолуние, или когда месяц «наливается».»
*
Источник: http://pagan.ru/slowar/l/lunnoewremya0.php)
Теги: О праздновании новолуний у славян