Берегини и Спасы – кто они такие, откуда и почему – в открытых источниках довольно мало внятной информации. Кроме того, всех изрядно путает отождествление слова «Спас» с Христом-Спасом, устойчивым выражением из термонологии ХЭ. Терминология ХЭ в данном случае заимствована из язычества, и относится исключительно к восточной ветке христианства. А само отождествление Христа со Спасом – происходит от совпадения дат праздников в августе, т.е. еще со времен двоеверия, когда люди придерживались официальной веры – и веры предков. Да, Исус продвигался на рынок религиозных услуг как «спаситель» и все крайне удачно совпало, совместилось и закрепилось в устной традиции, которую, кстати (не всю, а ее языческую часть) регулярно поругивают жрецы ХЭ - то бишь, «попы».
Главное, что следует уяснить из вступительной части статьи, это то, что Исус никаким боком к тем Спасам, о которых ведется речь, отношения имеет. Что до Берегинь, то аналогично, Дева Мария и все ее варианты «Оранты» и «Берегини» есть паразитирование на народных преданиях, которые были задолго до новых веяний от ХЭ.
*
А теперь к интересному, и по-настоящему важному обратимся. Кто такие Берегини и Спасы. Откуда. Зачем. А заодно – договоримся, что будем их называть с маленькой буквы, и не потому, что они такие скромные или совсем незначительные персоны, а потому, что таковы правила русского языка. Имена собственные – с большой буквы, имена нарицательные – с маленькой.
*
Берегин и Спасы – это духи родной земли. Не просто земли вообще, и не духи как таковые, не все, не всякие. Родная земля – может быть где угодно для вас, и даже в течение жизни разную землю вы ощутите «родной», это чувство близости и поддержки, безопасности, силы, питающей вас, и – повторюсь, в данном контексте «земля» отнюдь не стихия. Это сила, сила очень конкретной для вас территории. Не важно, там ли это родство ощущается, где вы родились, или где-то в другом неком месте. Там ли, где похоронены родственники, или же нет. Там, куда вы только что переехали, или где прожили бОльшую часть своей жизни.
*
Все это внешние обстоятельства. Умение услышать, понять связи, вписаться в них своей собственной энергетикой – вот что важнее гораздо. И – да, обыкновенно (но далеко не всегда) это получается проще и легче, естественней, где вы провели свое детство. Но это не догма, а для магов так и подавно. Маг сам по себе более текуч и изменчив, чем прочие люди, и умение встроиться в любую энергетическую систему одно из ключевых его качеств. Родная земля – это место, в котором вы ощущаете себя «дома». И при работе с ее силой данное ощущение и есть основная настройка.
*
А что касается духов этой самой родной земли, то некогда они были людьми, только очень-очень давно, так давно, что большинство утратило и память, и связь с прежним своим существованием. Между прочим, как раз поэтому они не некто с именем, а «спасы и берегини», безымянные духи. Они – те, кто не завершил переход и не попал, как положено, в Навь после смерти. Мы этот момент затрагивали в статьях о Масленице, Радунице и Живиной ночи. Они не добры и не злы, по человеческим меркам. Не дружелюбны и не враждебны. У них мало связей с людьми, нет личной памяти о своем человеческом прошлом. Из всего человеческого у них осталась одна только связь с землей, родной, той самой, которая кормилица и поилица. Эти духи – часть ее силы, и они же ее хранители. Живых людей признают они или же отвергают – исходя из отношения этих людей к земле. Бережны ли они. Пользу приносят или вредят. И вообще – и вот прямо сейчас. Да, вот сейчас, когда кто-то швыряет вокруг места для пикника осколки. А вот этот другой – и свой мусор прибрал, и чужой.
*
Весной, перед началом работы в полях, проводились обряды на будущий урожай. Причем в этих обрядах сплеталось мужское и женское, солнце красное да ветер теплый – с землей да водой, пробужденными от зимнего сна, правье и навье. А перед тем, как бросить зерно, обращались к духам-хранителям этих полей и родичам в нави, чтоб зерно, что брошено в землю, проросло и корнями своими силу взяло, сколько надо. Чтобы все получилось правильно, и все шло своим чередом. А заодно – чтобы поле сохранили они засеянное от вредителей – и человеческих, и звериных, всяких.
*
Урожай, собранный к осени, был общим делом, общей заслугой. И начиная с 1-го августа, с Медового спаса, было принято спасов благодарить. По сути своей, это действие символическое, ритуальное, закрепляющее узы и древний союз. Всего сорок дней, что совпадает с числом дней прощания духа, души и тела умершего человека. Но сохранились только 3 даты, с четкими обрядами и традициями, связанными не только с духами земли родной, но и богами. Основная идея такая: то, что собрано первым (первое жито, первые яблоки, первые овощи и т.д.) – независимо от даты этого действия – делится с Навьими, которые спасы и берегини. Так благодарят родную землю и ее хранителей.
*
К Берегиням относятся большинство духов-хранителей мест дикой природы, родников, ручьев, рощ, озер, рек, берегов, перелесков. Это всегда довольно-таки небольшая, ограниченная территория, хоть никто с точностью до километра и метра не скажет, какая норма площади на одну берегиню, сколько деревьев или литров воды в минуту в ее попечении. Очень многое зависит от рельефа местности, от разнообразия разных объектов. Никаких правил нет, кроме того, что берегини заботятся о природе, оберегают растения и животных, занимаются энергетикой места, и если все правильно и хорошо, то такие места, где живет берегиня, ощущаются как «волшебные», необычные, с невероятно гармоничной энергией и красотой чисто внешней.
*
Кроме того, духи земли выступали и защитниками на дорогах. Это не значило, что некий конкретный дух становился личным хранителем для человека, не его это дело. Да и у каждого привязанность к своему, конкретному месту. На защиту заговаривались обереги: «Берегини-матушки, закройте и защитите, шелковыми пеленами, шелковыми поясами». Берегини-матушки, т.е. все и каждая, кто этот оберег увидит, просьбу, в нем заключенную, поймет. И отведет опасность от человека с таким оберегом. Он – как сигнал, знак, маячок, с определенным понятным им кодом. А главное, не один некий конкретный дух будет защитой, а вся родная земля, где б человек ни очутился. Ибо он ступает везде – тут и там – по своей, по родной земле, и в любом уголке он все равно, что дома, а что может быть безопасней и надежнее этого места?
*
Но вот если вчера ломал и крушил как попало деревья в лесу, а после себя оставил загаженную поляну в использованных детских памперсах и пластиковой посуде, то про защиту через обращение к берегиням лучше не заикаться. Со смирением и терпимость к свинству у духов вообще напряженка, а у берегинь так подавно. «Добреньких» ангелоподобных няшек, готовых по первому зову кинуться защищать всяких подонков, среди них не найдется.
*
В отличие от Берегинь, которые отгоняют всякие опасные вещи с пути, спасы подсказывают дороги, выбор, куда свернуть, чтоб добраться до цели. Или встретить нужного человека. Или возможности. А если попросят их правильно, то могут привести суженого на порог, или заплутавшего путника выведут из чащобы. К ним же обращаются, чтоб вернуть домой скот сбежавший, а то и обидчика или вора с толку сбить и чтоб в дороге его нагнали.
*
Но повторюсь – они вас поймут и услышат, если вы будете при обращении созвучны, настроены на родную землю, к ним только так достучаться можно. Почему и проще идет такая работа в период отмечания праздников спасов: мы при этом совершаем обряды, связанные с урожаем, мы ощущаем теплый и щедрый поток силы земли, принимаем ее дары, чувствуем радость, сытость и защищенность. Но это только помощь в настройке на силу, а не правило, что в другие периоды года ничего не получится. Все получится, и главное – что в любом уголке нашего мира. Где б вы ни были. Воздух, вода, небо, солнце, земля – и древнее заклинание, озвученное Киплингом: «Ты и я – одной крови». Мы одно.
*
© Птичка.
*
Берегиня может работать с человеком в том случае, если он вписывается в ее понятие «мой», так «мой край», «моя земля», «моя деревня» или «мой город». Места, где живут Берегини, а в нашем мире они могут жить и в городах, всегда отличаются от мест, где их нет. Там спокойно. Не безлюдно, не тихо, а именно спокойно. И создается ощущение, что за местом кто-то ухаживает.
*
Вроде и дикая природа, ну лавочки-скамеечки всякие стоят, а как-то правильно все: трава зеленая, ухоженная, мусора нет, озеро тиной не заросло, на землю сесть хочется. Вот это верный признак, что тут есть Берегини или Берегиня. И не просто Берегиня, а та, которая пойдет на контакт.
*
Живут они во многих местах, но не многие ответят людям, редкий человек им интересен будет. Привыкают Берегини к людям долго, сами себя они не помнят в роли людей, для них жизнь – это быть Берегиней. А еще мы вносим много шума и мусора, энергетического и физического на их территорию, так что к людям отношение у духов неоднозначное. Хотите добиться расположения – не ждите, что Берегиня откликнется сразу.
*
Хотя я и знаю пару случаев, когда Берегини первыми выходили на контакт к ничего не подозревающим людям. Правда места, в которых жили духи – были умирающими, их расчищали под использование.
*
Берегиня сама по себе не работает с людьми, не лечит, не помогает. Но место, где она живет, насыщенно ее силой – может здорово помочь. Оно само по себе стремится исправить то, что неправильно, убрать мешающий мусор, наладить рост. Так же сила поступает и с человеком – чистит его, выпрямляет то, что криво, сращивает. Вовсе не потому, что Берегиня добрая, такова природа ее силы.
*
Как правило, места обитания духов весьма уединенные. Такие, куда человек забредает, следуя желанию спрятаться от всех и вытащить наружу думы свои тяжкие, подумать их. Нетяжкие думы радостно достаются при всех, с ними никто прятаться не бежит. Так и находят места Берегинь. Там и пропадает дума тяжкая или тоска, что душу гнетет, валятся с сердца камни и валуны, много чего приключается. Только дышать стает легче, взор проясняется и мысли приходят, что безвыходных ситуаций нет, все будет хорошо и это – не пустые слова, а чувствуется так: со всем справимся и разберемся, все получится! Спокойно становится на душе, уверенность в себе и своих силах появляется – это и есть сила Берегинь, или, как ее еще называют, сила земли родной.
А. Угланов «Берегиня Святой Руси».
*
Берегини - Хранительницы Земли, несут в Проявленный Мир нашей реальности баланс и гармонию.
*
© Bast.
Теги: Берегини и Cпасы. Духи родной земли