Согласно индийским источникам, подтвержденным многочисленными археологическими данными, в течение 6 тысячелетия до нашей эры — периода, который более-менее соотносится с тем, что мы называем эпохой Неолита, шиваизм был раскрыт и кодифицирован. Эта великая религия возникла из анимистической концепции и из долгого религиозного опыта первобытных людей, о которых остались только редкие археологические упоминания и намеки на мифических мудрецов. Возникнув в тот период, шиваистские ритуалы и символы начали появляться как в Индии, так и в Европе: культ быка, фаллоса, барана, змеи, Богини Гор, так же как и экстатические танцы, свастика, лабиринт, жертвоприношения и т. д. Поэтому трудно определить точно, где был рожден шиваизм. Его корни уходят далеко в историю человека. Мегалитические памятники и символические представления, свидетельствующие о его присутствии, широко распространены: традиции, легенды, ритуалы и праздники можно найти во многих регионах, так что можно сказать, что он появляется везде, как один из важнейших источников поздних религий. Нет доказательств того, что Индия явилась местом его возникновения, так как шиваистские ритуалы и символы появляются почти одновременно в разных частях мира. Однако только в Индии те традиции, которые известны также как Дионисийские ритуалы, сохранены без изменений с доисторических времен до сегодняшних дней. Греческие тексты рассказывают о дионисийской миссии в Индии, и индийские тексты — об экспансии шиваизма на Запад. Согласно Диодоросу, в эпитафии Осирису (которого идентифицируют с Дионисом) упоминается его экспедиция в Индию и в Северные страны. Бесчисленные совпадения мифологических сюжетов и иконографии не оставляют сомнений в изначальном единстве шиваизма и степени его влияния.
*
Во время шестого тысячелетия до нашей эры происходило великое культурное движение из Индии в Португалию. Оно, по-видимому, относилось к распространению шиваизма и характеризовалось натуралистическим искусством, в котором большое значение придавалось животным. У нас есть только смутные намеки на легенды этого периода и только случайное открытие «доисторических» стоянок смогло поставить некоторые ориентиры. На самом деле это была эпоха использования дерева и почти странно, что этот период называют «железный век». «Деревянные» цивилизации все еще существуют в Индии и Юго-Восточной Азии и хорошо известно, что независимо от степени их утонченности, они практически не оставляют следов. Все символы, ассоциирующиеся с культом Шивы — эрегированный фаллос, рогатый бог, бык, змея, баран, Хозяйка Гор — можно найти в этих культурных и сельскохозяйственных комплексах, которые начиная с 6000 г. до н.э.широко распространились на запад — в Европу и Африку и на Восток — в Южную Азию. «Юный обнаженный бог, в непристойной позе восседающий на троне, представлен во всех стадиях развития древней Европы, от Прото-Сескло и Старчево (6 тысячелетие) до периода Димини и Винча. Он носит рогатую маску. Его также изображают стоящим, держащим свой сексуальный орган двумя руками... Однако, принципиальная манифестация бога-мужчины возможно отражалась в форме быка, иногда быка с человеческим лицом или человека с бычьей головой». (Valcamonica Symposium, Les Religions de la Prehistoire, p. 135.) Во время периода Винча в Румынии (7-6 тысячелетие), археологические раскопки доказали наличие культа быка, быка с человеческим лицом, непристойного и рогатого бога, культ фаллоса и фаллоса с лицом. Мертвые были захоронены в позах Йоги, как в Лепенски Вир, недалеко от Железных Ворот на Дунае.
*
Первые истинно шиваистские образы были обнаружены в Анатолии и датированы около 6000 до н.э. Культ Осириса, быка и барана, появился сразу после заката египетской цивилизации. В Египте культ быка-Осириса и барана-Осириса можно обнаружить в смешанной форме, хотя изначально он был разделен, так же, как и смешение культов быка-Шивы и барана-Сканда. Существует также колоссальная статуя бога Мин в непристойной позе, дошедшая до нас из додинастического Египта и датированная серединой пятого тысячелетия до нашей эры. Во время этого периода минойцы появились на Крите (около 4500), а также в Анатолии, на Кипре, Мальте и Санторини. Концепция, такая как Инь и Ян- китайская транскрипция слов Йони (вульва) и Линга (фаллос) — представляет тесно переплетенный мужской и женский принципы и совершенно не отличаются от Линга, вставленного в Аргья (емкость), использующееся в культе Шивы и показывающее, как шиваистский символизм повлиял на китайскую мысль.
*
Изображения бога-быка и рогатого бога, Хозяина Животных, похоже на то, что найдено в Мохенджо-Даро, пре-кельтских и минойский традициях. В Южной Азии (Камбоджа, Ява, Бали) шиваизм тесно связан с началом цивилизаций. На Бали это даже сейчас преобладающий аспект религии. Храмы Ангкора, так же как и древние храмы Явы, по большей части шиваистские.
*
В четвертом тысячелетии шиваистская цивилизация возникла на равнинах Инда. Шумеры, которые вполне возможно вышли из Индии, пришли в Месопотамию морским путем. Их религия распространилась на всем Среднем Востоке, Крите и континентальной Греции. С начала третьего тысячелетия и до арийского вторжения три великих сестры-цивилизации — Мохенджо-Даро, Шумеры и Кноссы развивались параллельно, распространяясь с одной стороны по Европейскому континенту и с другой стороны - по центральной и восточной Индии и южной Азии.
*
Конец третьего тысячелетия — важная дата. Примерно в 3000 году до н.э. случился (исторический) потоп, разделивший династии шумеров на антеделувианцев и постдилувианцев. Согласно индусской хронологии, этот период является также началом Кали Юги, Века Раздоров или Современной Эпохи.
*
В тот же период новый народ атланто-средиземноморской расы появился на Мальте и вскоре в Арморике, народ, идущий из средиземноморья, возможно через Пиренейский полуостров. «Они принесли новую религию и новые похоронные обряды. К ним принадлежат мегалитические цивилизации: в течении двух тысяч лет весь полуостров был покрыт их памятниками. Курган Сен-Мишель в Карнаке был построен около 3000г. до н.э., линии камней датируются примерно 2000-х г. Строители мегалитов .. . конечно сохранили контакты с Иберией и со своими предками Крита или Ближнего Востока... или, по крайней мере, точно знали об их существовании... и о том, что они поклонялись быкам». (Gwenc’hlan Le Scouezec, Guide de la Bretagne mysterieuse, pp. 72 and 99.) “Дворец (в Кноссе), храм солнечного быка, имеют смутную, но тесную связь с круговыми камнями, найденными на континенте». (R. A. Macalister, Ireland in Preceltic Times.) «Менгировые статуи верхней Адыгеи и Лигурии... (а также) Стоунхеджа и другие мегалитические памятники...кажутся появились от прототипа в Микенах в 16-14 веках до н.э.» (Paolo Santarcangeli, Le Livre des Labyrinthes, p. 139.) Лабиринты на Валкамоника датированы 1800 — 1300 гг. до н.э. А те, что на Мальте — на несколько столетий старше.
Теги: Корни шиваизма