Таким образом Р. Моуди создал, или точнее, воссоздал ПСЗ.
И в книге «Воссоединение» изложил подготовительную работу человека над собой к ПСЗ и то, как технически это можно сделать. Забегая вперед, скажу, что техника очень проста и доступна любому человеку. Дальше приводится вся необходимая информация в том числе, как можно создать Психомантеум (помещение для ПСЗ).
*
«Созерцание зеркала - это форма самоисследования. Здесь, как в любом исследовании, для достижения удовлетворительных результатов необходимо, чтобы исследователь находился в определенном настроении и обладал соответствующим оборудованием.
Устройство моей комнаты для созерцания зеркал не отличается от устройства психомантеумов прошлого. С древности известно, что для стимуляции видений необходимо создать среду, полностью изолированную от повседневной реальности, чтобы подсознательные процессы могли выйти на поверхность.
Именно эта потребность в особой среде побудила создателей психомантеума в Эфире построить специальный подземный комплекс. Посетителя долго вели через лабиринт из пещер и едва освещенных комнат, прежде чем он, наконец, попадал в зал видений, где ему предлагали всматриваться в наполненный водой полированный котел, - и тут для него становились видимыми образы подсознания.
В доме, где Джон Ди общался с ангелами, был специально оборудованный кабинет, который вполне уместно
будет назвать комнатой привидений. В нем было приглушенное приятное освещение и множество отражающих поверхностей, включая знаменитое обсидиановое зеркало.
Комната Джона Ди имела множество прототипов в еще более глубоком прошлом. Все люди, искавшие контакта с духами, - от Древней Греции и до времен Елизаветы, - предпринимали попытки связаться с потусторонним миром в специально оборудованных помещениях.
И я понял, чем руководствовались люди, создававшие и использовавшие все эти вспомогательные средства. Они знали, что такие духовно и эмоционально заряженные встречи должны происходить в обстановке, имеющей определенные физические, психологические и эстетические характеристики. Этому есть две причины:
*
- Опыт, способный повлечь за собой глубокую духовную трансформацию, должен проходить в приятной обстановке, способствующей душевному подъему.
- Такая обстановка должна способствовать возникновению измененного состояния сознания.
*
Все эти факторы, несомненно, учитывали древние греки, устанавливающие свои Оракулы в живописных местах, где, согласно их представлениям, наш мир соприкасается с миром иным. Например, считалось, что Эфирский Оракул расположен неподалеку от входа в подземный мир.
В Эфире эффект многомерности достигался за счет одновременного гармоничного использования многих известных способов введения человека в измененное состояние сознания. Уже само подземное расположение оракула создавало атмосферу, оказывавшую весьма сильное воздействие на психику. С той же целью индейцы нкоми использовали сенсорную депривацию и изоляцию от общества, а представители племени буити лишали человека сна и воздействовали на него психоделиками. И все они использовали для контакта с духами зеркальные поверхности.
*
Создание соответствующего настроения.
*
При создании современного психомантеума, я решил применить весь комплекс известных средств стимуляции зеркальных видений, уделяя особое внимание связи между областью паранормального и игрой. Я поощряю смех как интегральную составляющую моей программы, - но цель состоит не в том, чтобы привести посетителей в беззаботное или фривольное настроение. Скорее, я вижу свою задачу в том, чтобы помочь им легко и непринужденно преодолеть некоторые блоки и тем самым облегчить переход измененное состояние сознания. Из-за того, что посетитель посмотрит комедию по видео или полистает комиксы, он не станет легкомысленно относиться к предстоящему опыту (к общению с видениями). Зато ему будет намного проще принять это переживание. В этом смысле юмор становится для некоторых дверью в мир паранормального.
Кроме того, я старался использовать как можно больше факторов, облегчающих переход в измененное состояние сознания. Помимо юмора, эти факторы таковы: природа, изменение в ощущении времени, искусство, интеллектуальная стимуляция и, конечно же, отражающие поверхности - например, зеркала.
Выше я уже рассказывал о том, как я использую эти факторы в Театре сознания. Теперь же я дам несколько рекомендаций тем, кто хочет практиковать созерцание зеркала самостоятельно.
*
Природа.
Поскольку Театр сознания расположен в сельской местности, посетители моего психомантеума имеют свободный доступ к красотам природы. Неподалеку есть живописные леса и поля, где очень приятно гулять. В ручье, бегущем мимо бывшей мельницы, которую я превратил в Театр сознания, водятся змеи и черепахи, журчание воды создает неповторимую атмосферу умиротворения.
В большом городе, где соприкоснуться с природой намного трудней, можно попытаться имитировать природную среду. Найдите записи звука волн, бьющихся оберег, шелеста дождя в тропическом лесу. Я убедился, что, слушая такие записи в плеере во время прогулки по парку и даже по улицам города, можно достичь достаточно глубокого уровня расслабления.
*
Изменение в ощущении времени.
Я прошу посетителей Театра сознания не иметь при себе часов. Дом полон старинных вещей, но среди них нет часов. Все это делается для того, чтобы окунуться в прежние времена, когда люди в меньшей степени зависели от технологий. Такая
обстановка помогает ощутить свою связь с прошлым, с чередой сменявших друг друга поколений. И еще начинаешь понимать, что люди прекрасно жили и в те времена,
когда темп жизни был намного медленнее, чем ныне.
Если у вас нет старинной мебели или антикварных вещиц, можно создать у себя соответствующее настроение,
рассматривая старинные фотоальбомы или иллюстрированные книги. Если вы хотите, чтобы картины прошлого по-настоящему ожили, отыщите в антикварной лавке стереоскоп и фотографии к нему. Это забытое приспособление является своего рода окном, позволяющим нам заглянуть в далекое прошлое.
Кроме того, я рекомендую накрыть чем-нибудь циферблаты всех часов в доме. Это позволит не только углубить иллюзию перехода в прошлое, но и избавиться от современного ощущения времени. Если вам все-таки необходимо следить за временем, я рекомендую отмерять его песочными часами - метод архаичный и в тоже время эффективный.
*
Искусство.
Уже одного только искусства достаточно, чтобы вызвать у некоторых людей измененное состояние сознания. Выше я уже упоминал синдром Стендаля - форму нервного срыва под воздействием великих произведений искусства. И еще я говорил о музыкантах, переживавших во время исполнения музыкальных шедевров паранормальные ощущения, включая выход за пределы тела.
Это натолкнуло меня на мысль использовать музыку и изобразительное искусство для стимуляции измененных состояний сознания у моих посетителей. Произведения искусства можно увидеть во всех уголках Театра сознания, причем далеко не все они выглядят «мило». Мои произведения искусства призваны изумлять, шокировать, смешить, тревожить. Их цель - вытолкнуть сознание за рамки привычного.
Подобный эффект нетрудно создать и дома. Например, можно просто сменить картины у себя на стенах. Или, чтобы избежать расходов и хлопот, можно использовать с той же целью книги по искусству. Альбомы с цветными репродукциями работ Сальвадора Дали, Макса Эрнста и Пабло Пикассо можно купить в любом крупном городе, их картины стимулируют пробуждение глубинных слоев психики у большинства людей. Кроме того, я обнаружил, что подобное воздействие оказывают также работы мультипликаторов - в частности, рисунки Карла Баркса, придумавшего дядюшку Скруджа Мак-Дака.
Одна из задач искусства в ходе подготовки человека к созерцанию зеркала - помочь расслабиться. Другая, не менее важная, задача - удивить, шокировать, выбить из колеи. Кроме того, само по себе эстетическое наслаждение является разновидностью измененного состояния сознания. Главная цель - изумить человека и подготовить к новому чувственному опыту.
*
Интеллектуальная стимуляция.
Знания всегда играли важную роль в человеческом поиске духовного пути и просветления. Как я уже говорил, в моем Театре сознания есть богатое собрание книг об измененных состояниях сознания, паранормальных явлениях и духовных течениях в мировой культуре. Вы можете легко собрать
подобную библиотеку дома, - в крупных книжных магазинах всегда есть богатый выбор книг такого рода.
Я не думаю, что источником интеллектуальной стимуляции служат только книги. Поскольку созерцание зеркала - это визуальная практика, весьма полезно искать способы именно визуальной стимуляции интеллекта, в особенности такие способы, которые позволяют уму в любой момент отвлечься.
для этого отлично подходит микроскоп. Недавно я установил в своем психомантеуме микроскоп, и теперь посетители могут совершать умопомрачительные экскурсии в микрокосмос.
Не меньший интерес представляет и макрокосмос. Недавно один астроном рассказал мне, что читал в астрономическом журнале статью о том, что очень многие представители его профессии, созерцая необъятные просторы Вселенной в телескоп, выходят из тела или совершают другие изумительные внутренние путешествия.
Это свидетельствует о том, что Вселенная вокруг нас способствует расширению сознания и при близком контакте может оказывать удивительное воздействие на наши органы чувств.
*
Воспоминания.
И наконец, если вы хотите встретиться с духом покойного, необходимо, чтобы этот человек был очень четко запечатлен в вашем сознании. Добиться этого несложно. Наиболее эффективны тут фотографии. Снимки из семейного альбома воздействуют как на сознание, так и на подсознание. То же касается семейных видеофильмов.
В значительной мере помогают пробудить воспоминания вещи покойного. Чаще всего посетители психомантеума приносят на сеанс предметы_ одежды того, с кем они хотят встретиться. Кроме того, люди приносили удочки, инструменты для резьбы по дереву, шахматные наборы, курительные трубки, очки, старые письма и так далее. Любой предмет, ассоциирующийся с покойным, способен пробудить воспоминания и чувства.
*
Сочетание этих факторов.
*
Все эти факторы призваны ослабить внутренние предубеждения против созерцания зеркала, а также создать настроение, способствующее вхождению в иное измерение сознания.
К сожалению, я не могу дать конкретных рекомендаций относительно того, как долго нужно подвергать себя воздействию каждого из вышеперечисленных факторов. Для кого-то час общения с природой - это слишком много, а полчаса созерцания старых фотографий - слишком мало. При работе с посетителями я обычно перехожу к следующему этапу подготовки, когда заинтересованность человека текущим видом деятельности падает.
Мой совет прост - не утомляйте себя. Если вам кажется, что пятнадцати минут созерцания произведений искусства достаточно, значит, так оно и есть. Если вам хочется полчаса прогуляться по лесу - идите. То же самое касается памятных вещей. Если вам кажется, что достаточно посмотреть фотографии полчаса, значит, этого действительно достаточно. Занимайтесь каждым этапом подготовки ровно до тех пор, пока вам интересно; как только становится скучно - прекращайте.
Состояние сознания, необходимое для встречи с видением, очень тонко. Напряженное ожидание блокирует видение. Вероятность явления призрака наиболее высока, когда человек ждет его спокойно и уверенно. Очевидно, один из главнейших факторов здесь - расслабленность.
После того как вы прошли все этапы подготовки, можно приступать к созерцанию зеркала.
*
Отражающая поверхность
*
Для созерцания используются самые разные объекты. Некоторые из них упоминались в данной книге: хрустальные шарики, зеркала, полированный металл, чаши, наполненные водой, чернилами или вином, полированные лампы, озера и так далее. Почти любой объект, создающий прозрачную глубину, может быть использован в процедуре созерцания зеркала.
В древности люди полагали, что зеркальные видения обусловлены магическими свойствами конкретной отражающей поверхности. Вера в это бытует до сих пор. Иногда в магазинах мистических принадлежностей я слышу, как продавцы говорят посетителям, что лучше всего для созерцания подходит кварцевый кристалл, поскольку он, дескать, обладает магическими свойствами.
Вообще-то разные материалы вызывают разные эмоциональные ассоциации. Так, гидромантия - один из самых распространенных видов созерцания отражающих поверхностей во все времена - обращает нас к мифологическим сюжетам, связанным с водой. При этом вода универсальный символ сферы бессознательного. Кристалл - символ человеческого «я». Камни (полированные камни иногда используются в качестве отражающей поверхности для созерцания) символизируют постоянство. Кроме того, они ассоциируются с духовным и интеллектуальным поиском: Христос подчеркивал, что он строит свою церковь на камне, мусульмане совершают паломничество к священному камню в Мекке, розетский камень послужил ключом к расшифровке древнего письма, Джон Ди созерцал зеркало из обсидиана, утверждая, что этот камень священный.
Иногда выбор отражающей поверхности может иметь определенное значение. Действительно, тот или иной предмет нередко становится символом «я». Кеннет Мак-Кензи, шотландский созерцатель зеркал, живший в 15 веке,
утверждал, что его камень для созерцания упал ему на грудь однажды во время сна. Джон Ди говорил, что ему принесли камень посетившие его ангелы. Многие современные созерцатели тоже утверждают, что получили свой объект созерцания каким-то необычным образом.
К предмету, отражающему ваше внутреннее существо, действительно может развиться отношение как к части себя. Вероятность этого тем больше, чем глубже вы погружаетесь в исследование своего «я». Данный предмет становится символом самопознания. Один юморист очень точно подметил, что мы не верим хрустальному шарику, если прорицатель видит в нем нечто, несоответствующее нашим ожиданиям, - и это еще одно свидетельство того, что такой предмет должен, прежде всего, отражать наше «я».
В конечном счете, источником видений является именно сознание созерцателя, а не какие-то оккультные свойства предмета. Предмет является всего лишь зеркалом
души. Созерцание зеркал кажется нам чем-то сверхъестественным именно в силу непонимания этого факта. Процессы, происходящие в сознании, обретают ореол тайны, поскольку нам кажется, будто они происходят внутри отражающего предмета.
Принимая во внимание все это, я полагаю, что в качестве отражающей поверхности следует использовать тот предмет, к которому у вас лежит душа. Я предпочитаю обыкновенное зеркало. Кто-то может предпочесть, что не имеет значения, что именно Вы используете, главное, чтобы это работало.