История о спящей красавице может указывать и на пробуждение кундалини в человеке. Царевна - личность - спала на протяжении веков, пока волшебный принц - высшее Я или Учитель, - не пришёл и не обнаружил её в сонном дворце, символизирующем физический план, и не пробудил её поцелуем. Этот принц - Учитель, или пожалуй даже духовная воля, которая лишь одна способна пробудить эту силу ранее обычного для неё срока. Поцелуй символизирует прикосновение нисходящей атмы, которая пробуждает душу и вызывает её внутренние силы. (Атма - санскритский термин для обозначения высшего начала человека, духовной воли). Свадьба героев в конце сказки соответствует союзу высшего и низшего я, который происходит, когда достигается эта стадия развития.
*
Огромное большинство человечества с этой точки зрения всё ещё спит, и будет продолжать спать, пока не пробьёт час пробуждения.
*
Ученики иногда обнаруживают, что эта сила пробудилась совершенно естественным образом, и склонны беспокоиться по поводу производимых этим несколько необычных ощущений. Это чувство жжения в позвоночнике, поднимающейся или даже несущейся вверх и вливающейся в голову энергии, временно вызывающей умственное смятение, ощущение насекомого, ползающего по лбу или затылку, кружение в мозгу, горле, сердце или солнечном сплетении, появление цветов в облаках, либо цветных вспышек, а иногда и любопытное ощущение двойственности сознания, при котором одна часть ума может быть смущена или подавлена странными явлениями, а другая находиться в полном мире или даже в состоянии восторга.
*
В этом нет ничего страшного, здесь нечего бояться. Нужно сохранять спокойствие ума, приостановить все медитативные упражнения и без привязанности наблюдать новые переживания, пока гиперактивность механизма сознания не спадёт вместе с первым потоком энергии.
*
Очень важно, чтобы никто из изучающих внутреннюю жизнь никогда не концентрировался на кундалини, на различных центрах или особых частях тела или мозга, поскольку в этой практике заключена огромная опасность.
*
Цель духовных усилий - не развитие психических способностей или магических сил. Цель - единение с Высшим и способность воспринимать Единую Жизнь среди всего огромного разнообразия форм. И здесь неиссякаемым источником руководства и вдохновения оказывается Бхагавад-гита. Истинная цель Видения указана в следующих бессмертных шлоках:
*
"Кто привел в гармонию свое "
я"и сбросил грех, тот йог легко испытывает беспредельное блаженство от соприкосновения с Брахманом. Йогой приведенное в гармонию "я"
видит Высшее Я пребывающим во всём сущем и всё сущее пребывающим в Высшем Я;
всюду оно видит одно. Тот, кто всюду видит Меня и во Мне видит всё, того Я никогда не покину, и он никогда не покинет Меня. Кто, утвердившись в единении, поклоняется Мне, пребывающему во всем, тот йог живет во Мне, каков бы ни был его образ жизни. Видящий подобие Высшего Я во всём и через то познающий тождество всего, и приятного, и неприятного, тот считается совершенным йогом, о Арджуна!"
*
(Бхагавад-гита, VI.28-32, цитируется в пер. А. Каменской)
*
Этого просветления, этого достижения душа пробуждённого неофита всегда жаждет. И раз испытав эту жажду, он уже не знает отдыха. Жизнь за жизнью неодолимая внутренняя побудительная сила движет его вперёд. Видение бессмертной красоты и совершенства притягивает и зовёт его, и на протяжении всего его великого искания "
свет, никогда не виданный ни на земле, ни на море"
сияет над ним, и освещает ему путь к вечному миру и блаженству, которые, как он знает, ждут его в конце пути.