В некоторых случаях лярва может приоткрыть некое "окно" в энергетических оболочках человека для подселения куда более серьезной сущности - подсадки (одержимости), поскольку действует в своих интересах и заинтересована в своевременном получении своего "корма" - негативных эмоций. Подсадка - это подселенная к человеку негативная сущность - некий бесенок или бес (зависит от ее силы). Наличие подсадки усугубляет негативный эффект порчи. В общем случае задача подселенной сущности - загубить человеческую личность максимально быстро и эффективно. Появляются навязчивые состояния, слышатся "голоса", человек может стать склонным к суициду или бродяжничеству, увлечься алкоголем, наркотиками, азартной игрой, начать вступать в беспорядочные половые связи и т.д. Чем сильнее и разумнее сущность - тем незавиднее удел подвергнутого вселению. В самом тяжелом случае для освобождения такого пациента необходимо производить обряд изгнания .
*
Астральные Сущности у животных.
*
Астральные сущности у животных или подселённые сущности у животных тоже имеют свойство быть, как и у людей. И подселяются они только с помощью людей. Итак, главным разносчиком «заразы» - «астральных подселенцев» (астральных сущностей) являются люди.
*
Нечеловеческие Астральные сущности
*
Элементалы. Элементалы различаются по типу материи, которую они населяют. Всего существует 7 типов физической материи: твердая, жидкая, газообразная и 4 вида эфирной. 80-90 веществ эфирной материи получили название «элементалы». Вообще основа всего – это только один элемент, а остальные формы материи – это его модификации. В состав органического тела входят все 7 состояний материи в разных степенях. Каждый из этих разрядов материи является основой для проявления большого класса эволюционизирующей монадической сущности – элементала. Прогресс для элементальной эволюции – это не подъем, а наоборот, снисхождение в материю. В состоянии покоя эти сущности бесформенны. Но они быстро и постоянно меняют образы при появлении любой мысли. Обычно элементалы принимают неприятный и страшный вид. По отношению к человеку они настроены враждебно из-за преобладания негатива в помыслах людей. Поэтому очень важно контролировать свои мысли и осознавать всю ответственность перед сущностями Астрального Мира. Маги же откровенно манипулируют элементалами в принудительной форме. У каждого класса элементалов существуют «любимые» формы, которые они принимают при возмущении. Не надо их путать с монадическими сущностями, которые проявляются через минеральное царство.
*
В следующую группу нечеловеческих Астральных сущностей можно отнестиастральные тела животных. Они находятся на Астральном Плане сравнительно недолго, так как не обладают индивидуальностью. После смерти монадическая сущность животных возвращается в тот же раздел, откуда пришла.
*
Следующая группа – Природные Духи. Они разнообразны и многочисленны: 7 классов населяют 7 состояний материи, которые в свою очередь проникнуты 7 разновидностями элементальной сущности. Духи земли, воздуха, воды и огня (эфира) – разумные Астральные существа. У каждого народа они получили свое название: гномы, сильфы, ундины, саламандры... Духи имеют облик маленьких человечков, которые становятся видимыми для нашего зрения по своему желанию. У них есть свои подразделения, различаются по разуму и характеру. Эти духи занимаются только тем, что вводят людей в заблуждения. Человек не может управлять духами волевыми усилиями. Природные духи – это целое Астральное Царство. Эти сущности не имеют постоянной индивидуальности. Всё существование духов сводится к «детским» играм. Однако человек может их «задобрить» лестью и почитанием. В этом случае духи проявляют благосклонность по отношению к людским желаниям.
*
Следующая группа – Дэвы (ангелы). Это высшая эволюционная система, непосредственно связанная с землей, Царство, стоящее над человеческим. Можно сказать, что наша цепь из 7 миров для Дэвов является одним. У них свой путь развития, низшим является Астральное Тело (как для нас – физическое). Камадэвы – низшее подразделение. Выше них – рупадэвы. Для них обычное тело – ментальное. Обитают они на 4 низших уровнях их Астрального Плана. Для арупадэвов обычным является каузуальное тело. Дэвы встречаются на нашем Астральном Плане крайне редко.
Удивительные и важные существа – дэвараджи. Их 4 группы, и управляют они 4 элементами (землей, воздухом, огнем, водой) с помощью духов и элементальных сущностей этих стихий. Именно дэвараджи распоряжаются элементами, из которых составляется эфирное тело человека. Они следят за исполнением людской кармы. Дэвараджи по своей воле могут принимать человеческий облик. Так как составляющая мира есть число 7, то и дэвов должно быть 7. Однако нам известно только о четырех, самых низших в развитии. Еще о 3 группах мы можем только догадываться, настолько это высоко индивидуальные сущности. В восточной литературе под словом «дэвы» подразумевают все нечеловеческие существа. Однако среди них есть и бывшие люди, которые избрали для себя этот путь развития.
*
Искусственные Астральные сущности.
*
Все Искусственные Астральные существа связаны с человеком кармическими узами. Являются порождением людей и действуют на нас напрямую и постоянно. Представляют собой огромную сырую полуразумную массу. Эти существа такие же разные, как и мысли человека. Их можно условно разделить на 3 большие группы.
*
Элементалы, созданные бессознательно. Человеческая мысль «захватывает» такую сущность и превращает ее в «живое» существо определенной формы. После создания эта сущность начинает «жить» самостоятельно и не подчиняется своему создателю. Таким образом, мысли человека, которые касаются самого себя, могут создать Астрального Спутника. Он может просуществовать даже несколько лет, подпитываемый новыми мыслями. Подумав о других людях, «создатель» воплощает в форму элементалы, которые могут действовать как положительно, так и отрицательно. Последние не привязываются к человеку, если у того нет склонности для необходимой подпитки «злой» мыслеформы. В этом случае элементал может вернуться к своему «создателю» с большей отрицательной силой. Если мыслеформа не смогла удержаться ни возле человека, ни возле создателя, то она становится блуждающей, и может пристать к совершенно постороннему прохожему.
*
Элементалы, созданные сознательно. Такая практика есть в белой и черной магии. В этом случае элементалы используются потребительски и зачастую злонамеренно по отношению к людям.
*
Искусственные люди. На Астральном Плане силой внешней воли пробуждают умершего и делают его, например, руководителем спиритического кружка. Со временем от них остается только Тень, сущность которой является вредоносной. Такие опыты обычно заканчиваются плачевно для живых людей.
*
Наши мысли видимы и реальны. Они превращаются в мыслеформы и живут своей жизнью, которая затрагивает и нас.
*
Живые
*
Людей, проявляющихся на астральном плане в течение своей физической жизни, можно насчитать четыре категории.
*
Адепты и их ученики
*
Члены этого отдела употребляют при исследованиях главным образом не астральное, а ментальное тело (тело мысли), состоящее из материи, заимствованной из четырёх низших подразделений или рупа (форма) плана непосредственно высшего.
*
Это орудие представляет то преимущество, что позволяет им мгновенно переходить из астрального в ментальный план и обратно и пользоваться во всякое время наибольшей возможностью и самой тонкой разборчивостью, присущими ментальному плану.
*
Ментальное тело не вполне видимо для астрального зрения. Таким образом, исследователь, действующий в в этой среде, учится облекать себя во временную оболочку из астральной материи, когда во время работы хочет явиться обитателям низшего плана для более действительной помощи.
*
Эта временная оболочка обыкновенно сооружается "руководителем", который затем разъясняет ученику, как её сделать самому и легко, и удобно. Такое тело, точно воспроизводя внешность человека, совершенно не содержит материи собственного астрального тела; оно является тем же, чем материализация - для физического тела. Бывают ученики менее развитые, пребывающие в собственно астральном теле, но человек, введённый на этот план сведущим руководителем, действует всегда на всех подпланах с полным сознанием и наибольшей лёгкостью, какова бы ни была окружающая его среда.
*
Он действительно тот же самый, каким его знают его друзья здесь на земле, но без трёх-четырёх, в зависимости от случая, низших начал, с дополнением могущества и способностей его нового состояния. Это помогает ему продолжать с большей лёгкостью и успехом в продолжение сна теософические работы, занимающие его во время бодрствования.
*
Благодаря своей способности перемещения сознания, без малейшего перерыва из одного состояния в другое, он может помнить, более или менее точно, на физическом плане всё то, что он изучил или сделал на другом плане.
*
Исследователь может иногда встретить на астральном плане оккультистов из всех частей земного шара (принадлежащих к различным ложам и руководимых учителями, известными теософам), преданных исследованию истины с полным самозабвением.
*
Надо заметить, что все эти ложи знают, по крайней мере, о существовании "Гималайского Братства" и признают, что к нему принадлежат все высшие адепты нашего времени.
*
Высоко развитые психически люди из не адептов
*
Такие личности могут быть или не быть умственно развитыми, потому что это не находится в зависимости одно от другого.
*
Психическая сила, получаемая при рождении, есть следствие прежних воплощений. Они могут быть возвышенного, альтруистического направления или дурно направлены. Эта психика обыкновенно обладает полным сознанием вне своего физического тела, но вследствие неправильного восприятия такие люди неверно судят о том, что видят. Большинство из них способно, наравне с учеником посвящённого, переходить все подразделения астрального плана, но некоторые бывают привлечены исключительно к какому-нибудь одному и с трудом могут от него удаляться. Относительно сохранения воспоминаний, они будут отличаться согласно степени развития, точности памяти, полного заблуждения или забвения. Они всегда будут являться в астральном теле из-за неумения действовать в ментальном.
*
Обыкновенные спящие
*
Во время глубокого сна высшие части человеческого существа, в соединении с астральным телом, отделяются постепенно, неизменным порядком, от физического тела и остаются в непосредственной от него близости. Но у личностей не вполне развитых они в общем находятся почти в таком же сонном состоянии, как и физическое тело. В некоторых случаях, однако, это астральное тело менее летаргично и в полусознательном состоянии отправляется, по воле астрального течения, встречая на своём пути знакомых, находящихся в подобном же состоянии, и претерпевая при этом приятные и неприятные приключения. Пробуждаясь утром, они сохраняют смутное воспоминание всего виденного и говорят: "Какие необыкновенные вещи я видел во сне!"
*
Культурные люди высшей расы имеют в общем достаточно развитые астральные способности и могли бы заметить действительность, окружающую их во сне, и подчерпнуть многое, если бы были достаточно внимательны. Но такое рачительное отношение у большинства отсутствует. Они проводят часть сна, интересуясь вещами, занимающими их в бодрственном состоянии. У них имеются астральные способности, но они ими не пользуются: их чувства на этом плане, хотя существуют, но неразвиты, и они сознают очень мало из того, что их там окружает.
*
Если такой человек делается учеником мудреца, он тотчас бывает вырван из своей дремоты, начинает сознавать действительность астральной обстановки, его окружающей, и возможность работать в её среде: таким образом, часы сна, до этого времени не приносившие пользы, проводятся теперь в полезных занятиях, не принося ущерба отдыху физического тела.
У низших рас или индивидуумов отделившееся астральное тело имеет очень неопределённые формы. Но черты и формы центральной части остаются всегда узнаваемы, хотя затёрты и мало отличны, тогда как их ауральное яйцо не достойно такого названия, не имея определённого вида с изменяющимися и неправильными очертаниями.
*
У человека развитого, напротив, центральная форма бывает гораздо отчётливее и яснее и воспроизводит в точности физического человека. Сверх того, аура имеет яйцеобразную форму, отчётливо изображённую и неизменяющуюся в бурном течении, волнующем непрестанно астральный мир.
*
Психические способности человечества, находящегося в переходном состоянии, и все степени его развития являются изображёнными личностями, из чего следует, что эти оба класса сливаются воедино в неощущаемых подразделениях.
*
Колдуны и их ученики
*
Этот класс подобен первому, с той разницей, что его развитие было направлено к злу, а не к добру, и что приобретённая им сила употреблялась с эгоистической, а не гуманной целью.
*
К низшим разрядам принадлежат Колдуны-негры, практикующие обряды "Обеа" или "Вуду", и целители диких народов.
*
Более развитые и заслуживающие тем большего осуждения - колдуны Тибета, часто называемые европейцами "Дуг-па" или Красные Колпаки, хотя это название принадлежит, собственно, по объяснению старшего хирурга Вадделя в его сочинении "Буддизм Тибета" (Waddell "Le Bouddhisme du Thibet"), большой секте "Каргиу" (Kargyu), входящей в состав буддийской церкви, наполовину реформированной Тибетом. "Дуг-па" практикуют без сомнения магию "Тантрика", но настоящая, не реформированная секта Красных Колпаков - это "Нинма-па".
*
Ещё гораздо ниже этой находится секта "Бон-па", верная туземным богам и никогда не принимавшая буддийской формы.
*
Не надо однако предполагать, что кроме "Гелуг-па", то есть Жёлтых Колпаков, все тибетские секты заслуживают осуждения. Справедливее будет сказать, что в других сектах, менее строго реформированных, более свободные правила жизни и обычаев должны произвести большее число эгоистических натур.
*
Неживые
*
Прежде всего надо уговориться, что название "мёртвые" здесь неуместно, так как все существа, к которым это относится, живы так же, как и мы и даже ещё более. Таким образом этот термин надо понимать в том смысле, что они лишены лишь физического тела.
*
Мы здесь рассмотрим девять главных подразделений.
*
Нирманакайя
*
Об этом отделе мы упоминаем для полноты списка, потому что весьма редко случается, что такие совершенные существа проявляются в низшем плане. Если бы по какой-либо причине в продолжение своего высшего назначения Нирманакайя нашёл необходимым проявиться, очень вероятно. что он себе сформировал бы временное астральное тело, каким мы это показали для адепта, облечённого ментальным телом, и это потому, что его оболочка была бы чересчур тонка, чтобы быть видимой обыкновенным астральным зрением. Для того, чтобы действовать одновременно на всех планах, он сохраняет в себе несколько атомов каждого из них - центр, вокруг которого он быстро может собрать вещество желаемого свойства.
*
Ученики адептов, ожидающие воплощения
*
В теософической литературе часто упоминается, что ученик, достигший известного развития, при пособии своего руководителя - может избегнуть общего закона, по которому каждое человеческое существо переходит по смерти в небесный мир на определённое время, чтобы насладиться там последствиями своих усилий в высшем духовном стремлении, проявленном во время физической жизни. Так как, по этой гипотезе, ученик должен быть человеком святой жизни и очень благородных убеждений, то весьма вероятно, что такие духовные следствия имели бы огромные колебания и что если бы "он вступил в Девакан" (рай), он должен бы был там оставаться, по установившемуся мнению, довольно продолжительное время. Но если он, напротив того, изберёт путь лишений (начиная следовать, согласно своим силам, по следам великого наставника Будды), то может дать другое направление своим духовным способностям, на пользу человечества, и, как бы незначительна ни была его жертва, примет участие в великом деле Нирманакайя. Таким выбором он, конечно, жертвует столетиями непрерывного блаженства, однако получает значительное преимущество тем, что продолжает существование, полное самозабвения и преуспеяния.
*
Когда ученик, избравший такой путь, умирает, то он, покинув тело, как и ранее, ожидает на астральном плане более благоприятного перевоплощения, которое ему осторожно доставляет его наставник, причём требуется высшее разрешение, так как это является исключением из общего правила. И, невзирая на такое разрешение, ученик должен быть очень осторожен при переходе из астрального плана, так как даже при моментальном прикосновении к ментальному плану он может быть увлечён неодолимым потоком нормальной эволюции.
*
В очень редких случаях ему помогают избегнуть страданий нового воплощения, помещая его прямо в тело взрослого человека, покинувшего его за ненадобностью. Но подходящее тело очень редко бывает в готовности, чаще же всего ему приходится ожидать на астральном плане благоприятных обстоятельств для своего рождения. Проведённое таким образом время для него не будет потеряно, потому что он остаётся тем же и может продолжать дальнейшее развитие более действительным и скорым способом, чес если бы он был связан физическим телом. Он пользуется полным самосознанием и может свободно переходить все подпланы.
*
Такой ученик, ожидающий перевоплощения, не является заурядным явлением на астральном плане, но однако может случайно встретиться, и устанавливает новый разряд, становящийся всё более многочисленным по мере того, как большее количество людей доходит до степени святости.
*
Обыкновенные покойники, ещё не разделившиеся
*
Излишне говорить, что этот разряд гораздо многочисленнее предыдущих и представляет огромное разнообразие типов и положений.
*
Продолжительность пребывания в астрале этих существ черезвычайно различна, так что некоторые уходят из плана через несколько часов, а другие - остаются годами и столетиями.
*
Человек, проводивший жизнь умеренную, чувства которого были направлены на всеобщее благо, а стремления - духовны, не имеет ничего общего с этим планом. Предоставленный самому себе, он не найдёт почти ничего, что бы его привлекало или побуждало там его деятельность во время пребывания, хотя бы и очень недолговременного. Так как надо запомнить, что истинный человек, умирая физически, входит в себя и подобно тому, как покинул материальное тело, он вскоре оставляет и своё двойное-эфирное тело (эфирный двойник), а затем должен по возможности скорее сбросить своё астральное тело, или тело желаний, и перейти в мир небесный, в котором только и могут принести плоды развития его духовные стремления.
*
Человек с чистой, благородной душой может достигнуть зтого результата, потому что он обуздывал свои страсти в продолжение земной жизни. Он направлял свою волю на всё возвышенное. У него было очень мало низменных желаний, подчерпнутых из астрального плана. Его пребывание будет очень кратковременно, а сознание довольно неопределённо до момента, когда он впадёт в глубокий сон, в продолжение которого его высшие принципы освободятся окончательно от астральной оболочки для вступления в небесный мир.
*
Таково идеальное и желательное состояние, доступное не для всех и даже не для большинства. Требуется очень много для того, чтобы человек в течение жизни освободился от всех своих желаний, и он должен провести довольно продолжительное время в состоянии более или менее сознательном в различных подразделениях астрального плана, чтобы окончательно освободиться от плотских влечений и, таким образом, достигнуть освобождения своего высшего 'я'.
*
Всякий должен пройти семь подпланов астрального мира, прежде чем перейти в небесный мир, но из этого ещё не следует, что он будет сознавать все эти подразделения. Точно так же, как физическое тело состоит из физической материи, во всех состояниях (твёрдом, жидком, газообразном и эфирном), также и астральная среда должна заключать материю каждого подплана. Только пропорции её изменяются, судя по субъекту.
*
Затем, не следует забывать, что одновременно с материей астрального тела человек привлекает в ней и соответственную первоначальную эссенцию, которая в течение всей его жизни остаётся отделённой от общей массы тела и становится в то же время, так сказать, искусственным элементалом. Этот последний получает самостоятельное существование, в течение которого стремится к личному развитию в духе нисхождения в материю, не нарушая ни спокойствия (и даже без ведома), ни выгод того 'я', к которому присоединён.
*
Вот причина борьбы между телом и духом, о которой часто упоминается в творениях отцов церкви. Но как бы то ни было, а "закон плоти в распре с законом духа", и хотя бы эволюция человека сильно запаздывала от этого, если он не сумеет взять верх над своими страстями, но этого не надо считать злом - так как это только закон, только влияние Божественной Воли, идущей обычным порядком, но нисходя к материи, вместо того чтобы удаляться, восходить, как это делаем мы.
*
Когда человек, умирая, покидает физический план, некоторые разъединяющие силы природы начинают воздействовать на астральное тело, и наш элементал видит, что ему угрожает потеря самостоятельного существования, ввиду чего он стремится сохранить на наиболее продолжительный срок целость астрального тела. Средство, которое он избирает, заключается в видоизменении порядка расположения материи концентрическими пластами, где внешние - принадлежат к низшим подпланам и преимущественно к наиболее плотным, грубым и сопротивляющимся разрушению. Но человек не может покинуть седьмой подплан иначе, как после наиболее возможного освобождения своего действительного 'я' от материи этого подплана. Наконец, его сознание останавливается на следующем пласте, состоящем из материи шестого подплана или, иначе говоря, он перемещается на высший подплан.
*
С другой стороны, когда астральное тело исчерпало всю привлекательность, которую ему внушает какой-либо подплан, почти вся материя этого подразделения отделяется от него и оно оказывается в соотношении с жизнью несколько более возвышенной.
*
Свойственная ему тяжесть, если можно так выразиться, - беспрерывно уменьшается, и оно постепенно возвышается от слоёв наиболее плотных к более редким, останавливаясь лишь там, где находится в совершенном равновесии. Вот что хотят, очевидно, сказать умершие, являюшиеся на спиритические сеансы, когда разъясняют, что переходят в высшую сферу, откуда их будет невозможно или по меньшей мере крайне трудно привлечь при помощи медиума. И это положительный факт, что поднявшись до высшего подплана, умершему становится почти невозможно влиять на обыкновенного медиума.
*
Мы однако видим, что человек задерживается на каждом подразделении астрального плана соответственно количеству материи этого подплана, заключающемуся в его астральном теле, что всецело зависит, в свою очередь, от жизни, которую человек вёл и удовольствий, которым он предавался, потому что он при этом привлекал и удерживал в своём астральном теле материю того или иного состава.
*
Однако возможно, при непорочной жизни и возвышенных мыслях, довести до наименьшего размера количество материи, принадлежащей к низшим подпланам, и собрать каждую из них так, чтобы первого усилия к разъединению было достаточно для приведения её к первоначальному положению и освобождению человека, для перехода в непосредственно высший план.
*
Таким образом, особа с высокоразвитой духовной стороной может мгновенно и бессознательно пройти весь астральный план, чтобы сознать всё окружающее лишь в высшем плане - плане небесном.
*
Не следует забывать, что подпланы не занимают особого места в пространстве, но что они взаимно проникают один в другой таким образом, что перейти из одного подразделения в другое не значит, что нужно было бы переместиться для этого в пространстве, но только лишь перенести центр сознания с одного места на другое, приняв эти места последовательно, как орудия чувствования и сознания.
*
Только люди с грубыми и скотскими стремлениями: пьяницы, развратники и т.д. сознают себя после смерти на низшем подплане астрального мира. Они остаются там соответственно степени и силы их страстей, часто жестоко мучимые невозможностью их удовлетворить; кроме тех исключений, когда они возвышаются, завладевая, с помощью одержания, живым, имеющим такие же как и они вкусы.
*
Человек посредственной нравственности не будет иметь, вероятно, основания оставаться на этом седьмом подплане, но если чисто земные интересы являлись единственною его мыслью и заботой, он окажется на шестом подплане, посещая места и лиц, близких ему на земле.
*
Пятый и четвёртый подпланы имеют те же свойства, исключая того, что проходящие их души всё менее придают значение вещам этого низменного мира и что они тем всё более стремятся изменить окружающее соответственно самым устойчивым из своих мыслей.
*
Достигая третьего подплана, мы замечаем стремление совершенно видоизменить действительную внешность плана, так как его обитатели живут в мечтаниях, не представляющих исключительно творчества их собственной мысли, как в небесном плане, но наследие их предшественников, к которым они беспрерывно прибавляют свои верования.
*
Там-то и находятся эти церкви, школы - "жилища страны лета", так часто описываемые на спиритических сеансах. Живой наблюдатель, менее предубеждённый, не найдёт их такими же действительными и чудесными, какими они кажутся их очарованным творцам.
*
Второй подплан уподобляется главным образом обиталищам святош, ограниченных и себялюбивых - они всецело наслаждаются влечениями своего сердца и поклонению особому божеству вполне материального свойства.
*
Высшее подразделение предназначается для тех, кто провёл свою жизнь в умственном труде, но направлял эти занятия для достижения материальных благ, не стремясь приносить пользу своим современникам, а лишь для удовлетворения своего самолюбия или просто, как умственные упражнения.
*
Такие люди могут оставаться в этом состоянии в течение многих лет, будучи удовлетворены преследованием своих интеллектуальных целей, не бесполезные для всех и не подвигающиеся в достижении небесного плана.
*
Надо помнить, что никакая идея не находит осуществления в этом подплане. Умерший, действующий на одном из них, может легко перенестись отсюда в Австралию, или в другое место, куда пожелает. Но он не может перенести своего сознания в следующий подплан ранее, чем освободительный процесс не даст ему этой возможности. Из этого правила, насколько мы знаем, не существует исключения, хотя бы сознательные действия совершались на очень важном подплане, до возможной точки сокращающей или продолжающей пребывание в нём.
*
Самая степень сознания на означенном подплане находится в зависимости от довольно сложного правила.