Общие сведения
Семейство: пасленовые Solanaceae
Ботаническое название: Atropa mandragora, Mandragora officinarum (var. autumnalis); Mandragora officinarum (var. vernalis)
Аптечное:
Родовое название: mandragora - пастырь времени
Народные названия: дикий лимон, енотовые ягоды, трава Цирцеи, мужской корень, адамова голова, сонное зелье, адамова голова, пупочник, шишкарник, пустосел, кукушкины сапожки, трава-покрик, planta semihominis (трава-получеловек) и anJrwpomorjh (человекоподобное растение). на англ. - Mandrake Root.
Cлово мандрагора происходит от армянского "мандр" - маленький и "ор" или "гар" - как. По-арабски - Иабрунен, у сирийцев - Иабрухе, у греков - Хиппофальмос, у халдеев - Хабрухин (Иабрухе), у евреев - Дудаим.
Белая мандрагора - арсес, морион, циркеум. "Atropa" - от греческого бога Атропоса, который "...обрезает нить жизни".
Планета: - Меркурий, содержит силы Сатурна в знаке Козерога и Луны
Знак Зодиака: - Близнецы
Стихия: - земля
Божества: - Геката, Гатор, Диана, Афродита
Язык цветов: - знак редкого, необычного
Основные свойства: - любовь, способность к деторождению, деньги, здоровье, защита, символ колдовства, магическая трава.

Описание:
Это ядовитая многолетняя трава семейства пасленовых (среди которых есть и белена, и белладонна). Многолетние бесстебельные или с очень коротким стеблем травы с толстым, прямым, напоминающим иногда человеческую фигуру корнем. Листья крупные, цельные, длиной до 80 см, в густой розетке. Цветки одиночные, 5-членные, зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Плод - крупная оранжевая или жёлтая ягода. Из-за необычной формы корня растение в древности называли planta semihominis (трава-получеловек) и anJrwpomorjh (человекоподобное растение). Мандрагора обладает сильным и неприятным запахом листьев.

Места произрастания:
Различают пять или шесть видов, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях:

Мандрагора (Atropa mandragora);
Мандрагора лекарственная (Mandragora officinarum L.);
Мандрагора весенняя (Mandragora vernalis);
Мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis Spreng);
Мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica).

Но о магической мандрагоре говорилось, что вырастает она из спермы повешенных, поэтому под виселицами можно было часто встретить колдунов и ведьм.

Используемые части: В основном - корни. Иногда собирают и листья, плоды или кору.
Для магических целей: листья служили для изготовления наркотиков, слабительных и колдовских снадобий.

Сбор и заготовка
Корни заготавливают в августе - октябре.
Сбор для магических целей
Метод добывания мандрагоры был описан Теофастом (372 — 287 до н.э.). Он же был описан Гете в его "Фаусте".
Добывать мандрагору можно было только сведущим людям, всем другим она приносила гибель. Тот, кто решился на этот шаг, должен был склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное силам тьмы. Железной шпагой, которую еще ни разу ни для чего не использовали, он должен был начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, затыкая уши и все время отворачивая лицо во избежание зловещих запахов, которые проникали в тело, раздувая его (если не принять меры предосторожности и не смазать тело растительным маслом). Вырывать мандрагору самому было равносильно смерти, поэтому эту "честь" отдавали собаке. Животное привязывали к растению и бросался ему кусок мяса так, чтобы оно не могло до него дотянуться. Собака тянулась к мясу и вырывала корень из земли. Мандрагора при этом издавала звуки, которые сводили с ума всех, кто его слышал. В конце ритуала собака обычно погибала.
Кругом ужасный смрад, глухие стоны,
Похожие на стоны мандрагоры,
Когда ее с корнями вырывают, -
Тот звук ввергает смертного в безумье...
Шекспир "Ромео и Джульетта"

Медицина:
Желудочно-кишечные заболевания, мышечные, суставные и невралгические боли, уплотнения желез, опухоли, отеки, витилиго, воздушная болезнь.
Мандрагора высокотоксична, и алкалоиды, содержащиеся в ней, угнетают рост раковых клеток (выделяя цитотоксины).

Активные вещества: Растение ядовито, корни, плоды и семена содержат алкалоиды: гиосциамин; скополамин; мандрагорин; атропин и другие.

Народная Медицина:
Гиппократ, известнейший врачеватель античности, тщательно изучил действия мандрагоры и пришел к выводу, что в малых дозах она является эффективным средством от страха, тоски и депрессии, а в более значительных оказывает седативное действие.
Иосиф Флавий мандрагорой исцелял одержимых бесом. Гомер упоминает, что вдыханием паров мандрагоры лечили эпилептиков.
Римский врач Гален отмечал увеселительные качества мандрагорового вина. Его завозили в столицу империи в больших количествах.
Авиценна называл мандрагору «й-абрук» — идолом, созданным природой по внешнему подобию человека. Больному рекомендовалось давать 2 г сока (слезы) растения с вином перед операцией для того, чтобы он крепко спал и не чувствовал боли. Этими же «слезами» сводили веснушки и кровоподтеки. Корень мандрагоры в толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а смешанный с толокном — к больным суставам. Иногда им лечили слоновую болезнь, употребляли и как абортивное средство.
Согласно гомеопатическим воззрениям — внешние черты указывают на целительную силу — корень мандрагоры вплоть до Нового времени рассматривался как универсальное целительное средство, несущее «божественный знак»

Магия:

Мандрагора обладает сильными магическими свойствами, но воспользоваться ими может только настоящий профессионал. Неуч, взявшийся за работу с мандрагорой, может погибнуть.
Мандрагора используется как средство защиты от вредоносных чар, так как корень ее является аккумулятором астральной энергии, а потому считается одним из лучших растений-оберегов. Обереги эти настолько сильные, что работают даже без нанесения на них каких-либо магических знаков или символов.
Ношение при себе корня мандрагоры избавит от негативного влияния любых злых энергий, ведь благодаря ему создается очень мощный энергетический щит, способный защитить от сглаза, порчи, наговора и даже проклятья. Однако следует помнить, что для защиты животных мандрагора не подходит в силу своего внешнего вида, ее используют только для людей.

Мандрагору рекомендовали при совершении торговых сделок, особенно подпольных и нелегальных, она предохраняла их от раскрытия. Она - талисман для операций, связанных с деньгами. В старину считалось, что мандрагора, положенная в сундук с монетами, удваивает их количество.
Мандрагора в доме - к достатку, богатству и благополучию. В качестве личного талисмана корень мандрагоры способен одарить своего владельца власть, но при одном условии: обладатель не должен расставаться с талисманом ни днем, ни ночью. Фигурку человека, вырезанную из корня, следует одеть и хранить в потаенном месте дома, подальше от посторонних взоров. Во время еды фигурку сажают на почетное место, давая «вкусить» сперва мандрагоре, а уж после себе. По субботам мандрагорного человечка требуется купать в вине, а в первый день нового лунного месяца обряжать в новую одежду.
В египетском папирусе Эберса мандрагора описывается как средство, возбуждающее чувственность. Из плодов мандрагоры изготавливался особый «любовный напиток». Она обладает фантастическими свойствами по разжиганию страсти и любовного желания. Для приворотных зелий используется либо корень, либо настойка из корней и листьев.
Пифагор называл растение антропоморфным, а Альберт Великий писал, что мандрагоры, наподобие людей, бывают различного пола. До него Плиний Старший утверждал, что белая мандрагора - это самец, а черная - самка. В некоторых народных традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им в духе народной этимологии соответствующие названия: mandrake и womandrake.. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой. Следует учитывать, что приворожить мужчину нужно «женским» корнем, а женщину — «мужским».
На самом деле так и есть. Существует не одна единственная мандрагора, а целых две.
Лекарственная мандрагора или мандрагора для медицинского использования (Mandragora officinalis), названная также женской мандрагорой, что неверно, поскольку оба вида являются в равной степени гермафродитами; этот вид мандрагоры произрастает в южной Европе и, особенно обильно, в Калабрии и на Сицилии. Ее фиолетовые цветки появляются осенью, тогда как цветки дикого вида появляются весной и имеет светло-зеленоватый оттенок.
Весенняя Мандрагора (Mandragora vernalis) считается мужским видом и произрастает в более северных районах. От женской мандрагоры мужская отличается также более толстым корнем беловатого цвета как снаружи, так и изнутри, ярче выраженным неприятным одуряющим возбуждающим запахом, который распространяется от листов и цветов растения; наконец, его плоды значительно больше, чем у женской разновидности, напоминают маленькие желтые яблоки и издают сладкий и нежный запах. Именно плоды этого растения египтяне считали средством, возбуждающим чувственность, к ним же, в свою очередь, эти знания перешли от арабов, называвших эти плоды "яблоками дьявола" из-за вызываемых ими возбуждающих снов, но также и "яйцами Духов".
Хотя ботаники уверяют нас, что эти два растения обладают сходными свойствами, можно, тем не менее, в этом усомниться, так как маги проводили четкое различие между мужской и женской мандрагорой, используя, по преимуществу, первую разновидность, тогда как мандрагора, называемая женской, использовалась, напротив, древней медициной.

В черной магии мандрагора используется как средство для лишения человека рассудка или красоты.
Мандрагора - одна из традиционных ритуальных трав Halloween(a), входила также в состав мази для полета ведьм. Ее использовали как "куклу" в колдовстве вуду, ведьмы могли колдовать, представляя "фигуру" того, против кого направляли свою магию. В то место, которое ведьма повреждала у мандрагоры, неизбежно будет ранен и человек.
Утверждается, что мандрагора может сделать человека неуязвимым для холодного оружия.
Мандрагора способна помочь в поисках клада и в предсказании будущего.
Пифия Дельфийского оракула, посвященного богу Аполлону, перед своими пророчествами обычно пила настой мандрагоры. "Дай мне кубок мандрагоры, чтобы я могла заглянуть в будущее и заснуть навеки" ("Антоний и Клеопатра" У. Шекспир).

Внимание!
Мандрагора достаточно редкое растение. И во многих магических ритуалах предлагают заменить ее корень на корень другого растения - Bryonia dioic (Переступень двудомный, сем. тыквенные). Видимо затем, в целях сокращения, стали писать просто: "использовать корень мандрагоры (Bryonia dioic )", тем самым вводя в заблуждение тех, кто не знает латинское название этого растения. Так что - будьте внимательны! Если Вам предложили Bryonia dioic - это заменитель!! а никак не сам корень мандрагоры.

Мифы и Легенды:

Роль мандрагоры в мифологических представлениях объясняется наличием у этого растения определенных снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела. Поэтому Пифагор называл мандрагору "человекоподобным растением", а римский писатель и агроном Люций Колумелла - "травой-получеловеком". Мандрагора с древности широко использовалась в народной медицине, магии, колдовстве, а позже в алхимии. У германских народов из корня мандрагоры изготавливали изображения домашних богов. Бытовало поверье, что корень мандрагоры служит могущественным сгустителем астральной энергии, а свойственная ему форма человека рассматривалась как основание для фантастических теорий магов, желавших найти в нем жизненный эликсир.

Хильдегарда Бингенская (XII в.) полагала, что мандрагора возникла там, где был создан Адам. Томас Браун в 1646 писал о питающем ее жире повешенных.

Глубокие корни имела вера в возбуждающую силу мандрагоры и ее роль в зачатии плода: достаточно вспомнить библейское предание о мандрагоровых яблоках, которыми пользуются для зачатия Лия и Рахиль. В Книге Бытия повествуется о том, что Лия зачала и родила от Иакова пятого сына после того, как "купила" его за мандрагоровы яблоки, найденные ее сыном Рувимом, у Рахили. В Средние века представления о способности мандрагоры вызывать зачатие обусловили появление целой индустрии изготовления поддельных мандрагоровых корней.

Библия, Бытие глава 30, стихи 14—16
14. Рувим пошёл во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.
15. Но она сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.
16. паков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне; ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лёг он с нею в ту ночь.

Врач Диоскурид (II в. до н.э.) отождествлял мандрагору с растением кирке, о котором в песне десятой "Одиссеи" сказано:
Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною;
Моли его называют бессмертные; людям опасно
С корнем его вырывать из земли,
Но богам все возможно.

Мандрагора является атрибутом Великой матери и эмблемой волшебницы Цирцеи (Кирки), превращающей людей в свиней. В Греции мандрагору связывали и с Афродитой, которая иногда получала соответствующий эпитет. Юноши иногда носили кусочки мандрагоры в качестве любовного амулета.

В Аравии существовало поверье, что мандрагора ночью светится, и потому ее называли «свечой дьявола» или «цветком ведьмы». В древнегреческой мифологии мандрагора использовалась для того, чтобы избавиться от приворотного заклятия. Ее носили с собой в качестве любовного амулета. B Египте это средство, усиливающее половое влечение; в Израиле как средство, способствующее зачатию; в Риме как возбуждающее травяное снадобье.

В Германии мандрагора применялась для изображения домашних богов альрунов. Ходило множество легенд, как особо сильным магам удавалось оживить корни, сделав из них настоящих гомункулусов (зомби), которыми можно управлять. Там же, в Германии, крестьяне изготовляли из зерен проса глаза для своих мандрагор и обходились с ними весьма любезно: купали, одевали, заботливо укутывали на ночь, иногда уложив в гроб. Все это они делали, чтобы получить возможность советоваться с мандрагорой по важным вопросам.

Во Франции мандрагору считали близкой эльфам и называли "main-de-gloire" (рука славы) или "magloire".

Рецепты, настои, отвары:
Настойка
измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1:4) 15 дней, процеживают. Принимают по 3—10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.

Масло
нутряной жир смешивают с настойкой мандрагоры (1:5). Применяют как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Признаками отравления являются: тошнота, рвотные спазмы, ослабление мышц (ощущение «ватности»), сонливость, галлюцинации. Есть вероятность впадения в коматозный сон.

Теги:  Мандрагора