Современное слово Пентаграмма, по всей видимости, происходит от греческих «pente» - пять и «gramma» - буква (также возможны значения «черта или линия»), известны также и другие ее названия такие как, например, пентальфа и пентагерон. Вообще же у пентаграммы множество имен – практически у каждого народа или магической традиции были для нее свое название, а то и несколько, так, например египтяне называли ее «Звездой Изиды» или «Звездой Псоглавого Анубиса», а пифагорейцы – «Пентальфа». Как геометрическая фигура – пентаграмма, это звезда, образованная пересечением продленных сторон пентагона (правильного пятиугольника). Пентакль – это пентаграмма, вписанная в круг. На сегодняшний день пентаграмма это, пожалуй, один из наиболее известных магических символов. Одновременно она же – один из наиболее древних, значимых и могущественных.
История пентаграммы и ее значений.К сожалению сейчас невозможно доподлинно сказать, как именно зародился символ пентаграммы. Первые достоверные археологические памятники символов имеющих пятиугольную симметрию, относятся к первым десяти тысячам лет до нашей эры, однако не исключено, что пентаграмма существовала и ранее. Одна из возможных версий – что она появилась в результате астрологических наблюдений за планетой Венера и стала использоваться жрецами и магами Месопотамии. Дело в том, что при наблюдении с земли Венера проходит за 8 лет на небе все знаки зодиака, при этом делает 5 "завиточков" траектории. Если нарисовать классический астрологический круг со знаками зодиака, отметить на нем эти «завиточки» и соединить их, то получим чёткую пентаграмму.Так или иначе, с появлением письменных источников мы можем сказать больше о значении этого символа. В древних цивилизациях (Шумерская, Древнеегипетская, Вавилонская, Ассирийская и.т.д.) пентаграмма имела двойственный смысл. Во-первых, она считалась сильнейшим символом помощи и защиты, который изображался на амулетах, дверях домов (для защиты жилища от различных бед) одежде и культовых предметах. Во-вторых, для посвященных это был символ тайной власти и могущества. Можно сказать, что это был символ самой магии в широком смысле, в те времена. Также в древнеегипетской письменности существовал иероглиф в форме пятиконечной звезды. Существуют мнения, что он означал «просвещение, обучение» или «просветленный, блаженный дух» (впрочем, есть и другие варианты толкования).После этого пентаграмма слала широко использоваться в самых различных сферах жизни человечества – помимо всего перечисленного ее можно было встретить на государственных символах, печатях и монетах, ее использовали, как элемент гербов и знамен, изображали на щитах. Независимо друга от друга пентаграмму начинают использовать разные народы – так, например она появляется в Индии и Китае. Чтобы описать все значения, которые когда либо предавались пентаграмме необходимо написать отдельный огромный труд (если это вообще возможно), в данной же статье мы наметим лишь основные вехи ее истории.
В Древней Греции пентаграмму также называли «пентальфа», так как она получалась при переплетении пяти греческих букв «альфа». Пентаграмма играла важную роль в учении Пифагора. Он вычислил, что она содержит в себе золотое сечение и поэтому пришел к выводу, что она – геометрическое воплощение математического совершенства. Впоследствии для его последователей она станет важным символом. Пифагорейцы называли пентаграмму Гигиея (это также имя древнегреческой богини здоровья), когда использовали ее как символ телесно-духовной гармонии и совершенства. Одновременно, они использовали ее и как символ своего сообщества, который символизировал, в том числе и пять лет молчания перед посвящением. В Пифагорейской школе, пожалуй, впервые была изложена, сейчас уже ставшая классикой, концепция о том, что мир состоит из пяти элементов – огонь, земля, вода, воздух и эфир (хотя первым, кто начал разрабатывать концепцию элементов, считается Эмпедокл). Исходя из нее, пентаграмма, на лучах которой расположены, пять этих элементов – это символ универсума в состоянии совершенства и гармонии. Впоследствии, такая трактовка найдет свое отражение в герметизме и алхимии. Также пентаграмма использовалась пифагорейцами, при обучении геометрии и арифметике непосредственно как геометрическая фигура и с этих пор вошла в ряд обучающих курсов. И их отголоски мы до сих пор можем видеть даже в современных курсах и учебниках.Народы древней Индии и Китая тоже пришли к использованию пентаграммы, притом вероятно, независимо от других цивилизаций. В VI до н. э. в Китае возникла концепция У-син, что означает «пять движений» или «пять превращений», которая была логичным продолжением концепции Инь-Ян. Согласно ним, взаимодействие вселенских начал Инь и Ян порождают пять стихий или иначе – пять элементов, из которых и состоит видимый нам мир и благодаря взаимодействию которых существует. Эти пять элементов отличаются от пяти элементов европейской традиции – согласно У-син, это Огонь, Земля, Металл, Вода и Дерево. Схема взаимодействия этих элементов образует пентаграмму. Эта схема легла в основу древнекитайской философии, традиционной медицины (например, акупунктуры, где успешно применяется и по сей день), широко использовалась в нумерологии, гадательных практиках и боевых искусствах.Пентакль почитался в древней (и не только) Японии, а также у американских индейцев.
Для евреев пентаграмма была символом, священного для них, Пятикнижия, которое по преданию было получено Моисеем от Бога.
Символом ислама считается пятиконечная Звезда с Полумесяцем (хотя этот символ, разумеется, существовал и до Мухаммада, которого мусульмане считают своим пророком). В исламе пентаграмма символизирует пять основных столпов этой религии, а иногда пять ежедневных молитв.Далее логичным было бы рассказать об использовании пентаграммы в христианстве, однако из-за тенденций, возникших в последнее время, мы временно пропустим эту тему и подробно осветим ее чуть позднее, а сейчас расскажем о более позднем использовании пентаграммы. В двенадцатом столетии, Хильдегарда из Бингена – монахиня и аббатисса, написала труды в которых, она рассматривала пентаграмму, как символ человека (отчасти это мотивировалось и тем, что пятиугольная симметрия характерна для человека – пентаграмма может служить его схематичным изображением, у нас пять конечностей, пять органов чувств и т.д.). А так как человек, согласно христианским верованиями, был сотворен по образу и подобию Бога, то пентаграмма для нее стала его олицетворением.
Эта давно забытая в широких кругах история, как и труды, самой Хильдегарды могли бы быть давно преданны всеобщему забвению, но возможно именно ее идеи легли в основу дальнейшего развития пентаграммы, как символа, в среде мистического христианства, герметизма, алхимии и оккультизма. В них постепенно проявилась тенденция к ассоциации пентаграммы с человеком. Возможно, в этом есть и влияние зарождающегося Гуманизма. Иногда изображение человека просто вписывалось в пентаграмму, как это сделано, например, у Корнелиуса Агриппы в его «Оккультной философии». В результате, классическая пифагорейская пентаграмма Огня, Земли, Воды, Воздуха и Эфира с вписанным в нее человеком стала символизировать Микрокосм и духовную работу человека, проявляющуюся в материальном мире. Проводя параллели с алхимией, можно сказать, что в ней такой символ мог означать «Великое Деланье», хотя сами алхимики зачастую использовали свой собственный символ, для обозначения «Великого Деланья», что в значительной степени обусловлено их традицией.После этого, пентаграмму использовали различные оккультно-религиозные и прочие течения и ордена – гностики, масоны, розенкрейцеры, мартинисты и.т.д.
В настоящее время, пентаграмма, помимо всего прочего, это также символ Виканской традиции и неоязычества (особенно в западных странах). Это один из самых распространенных знаков, который можно встретить практически где угодно – от государственных флагов до ритуальных предметов.
Пентаграмма и перевернутая пентаграмма – символ зла?
В последнее время значительно распространилось мнение о том, что пентаграмма или так называемая «перевернутая пентаграмма» (у которой один конец направлен вниз, а два - вверх) тем или иным способом связанны с каким-либо негативом, злом, темными силами и.т.д. В основном нечто подобное можно услышать от некоторых (хотя отнюдь не всех) христианских иерархов, увидеть в различных мистических триллерах и «ужастиках», а иногда даже и услышать от некоторых непросвещенных магов, которые слабо разбираются в истории этого вопроса.
Для разоблачения этого заблуждения лучше всего обратиться к, пожалуй, самому неожиданному, на первый взгляд, источнику – а именно к самому христианству, его символике, архитектуре, иконографии и истории. Возможно, кого-то это удивит, но христиане сами активно использовали как пентаграмму, так и перевернутую пентаграмму. Как мы уже писали, эти символы существовали задолго до возникновения христианства, но оно переняло их у предшествующих магических традиций и придало им новый смысл. Так «перевернутая пентаграмма», столь активно охаиваемая теперь, наравне с обычной, уже для ранних христиан стала символом Вифлиемской звезды. Объяснение этого до банального просто и связанно с библейской притчей о волхвах, которые следуя за звездой, нашли Иисуса и  принесли ему дары – своим направленным вниз лучом она указывала им на место, где родится Иисус, ведь согласно писанию, она двигалась по небу с востока на запад и остановилась прямо над пещерой с колыбелью младенца. Иногда на изображениях, чтобы подчеркнуть эту идею, луч продлевали до земли. Не говоря уж о древних памятниках, такие изображения можно встретить даже в современной религиозной литературе, хотя их использование и существенно сократилось из-за распространения упомянутого заблуждения.
Стремясь к объективности, здесь необходимо сделать отступление и упомянуть, что Вифлиемская звезда прошла долгий исторический путь – в разные времена и в разных областях планеты ее изображали по-разному, и с разным количеством лучей, так как число лучей у нее не ограниченно христианским каноном, тем не менее, можно уверенно утверждать, что в качестве Вифлиемской звезды широко использовалась и пентаграмма. Собственно, в этом качестве, она дожила до наших времен, например, в виде пришедшей, к нам из Европы традиции украшать елочное навершие пятиугольной звездой.
Ранние христиане носили «перевернутую» пентаграмму именно как путеводный амулет, для обретения духовного водительства и защиты – чтобы высшие силы оберегали и направляли их. Святой равноапостольный император Константин I Великий, который остановил преследования христиан и, по сути, сделал христианство государственной религией Римской Империи, поместил «перевернутую» пентаграмму на свою личную печать.
Постепенно перевернутая пентаграмма стала символом преображения Христа, а также его сошествия в мир (поэтому она направлена лучом вниз). В частности можно вспомнить знаменитую икону Андрея Рублева «Преображение Господне», написанную им в начале XV века, где Христос изображен на фоне хорошо видимой перевернутой пентаграммы. Здесь надо подчеркнуть, что Андрей Рублев – это один из знаменитейших и наиболее почитаемых православных иконописцев, который, к слову, был причислен к лику святых. Он был автором многих правил, которые впоследствии стали канонами иконописи и тот вклад, который он привнес, до сих пор ощущается в иконописи. Перевернутая пентаграмма, наравне с перевернутым крестом в христианстве, также может символизировать апостола Петра, так как, по библейским приданиям он был распят на «перевернутом» кресте – вниз головой.
В целом следует сказать, что в христианской традиции символ пентаграммы развивался и обретал новые значения и применения, которых, в конце концов, накопилось изрядно. Как мы уже писали, он использовался христианами, как амулет защиты и духовного водительства (впоследствии, в том числе и эту роль стал играть крест), был символом преображения и сошествия в мир Христа. Символизировал он также 5 ран распятого Иисуса, 5 радостей девы Марии и т.д. Был он и символом самого Спасителя –  пять концов символизировали святую троицу, а также божественную и человеческую природу Иисуса. Впоследствии эта схема станет одной из основ оккультной концепции Пентаграмматона. Ассоциации Спасителя с пятиконечной звездой также иногда аргументировалась и цитатами из библии, например: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16). В среде кабалистического христианства можно было встретить такое объяснение пентаграммы, как символа Иисуса: «…перевернутая пентаграмма - это "Зеир Анпин", Микропрозоп или "Малый Лик" Господа, который образуют на Древе Жизни шесть нижних Сефирот: Хесед-Гебура-Тиферет-Нетцах-Ход-Иесод, отделенных Пропастью от трех Высших Сефирот. Однако "Зеир Анпином" это также одно из названий Тифирет, Божественного Сына, через соединение с которым наш мир (нижняя Сефира - Мальхут) мог спастись. Отождествляя Христа с Тифирет, христианские каббалисты вполне логично могли отождествить с ним и всю перевернутую пентаграмму в целом.»Как и в античности, пентаграмма и перевернутая пентаграмма активно использовалась христианами в геральдике. Для примера можно рассмотреть герб древнего германского рода Визер. При этом пентаграмма использовалась и духовными орденами рыцарей. Здесь, как пример можно рассмотреть орден рыцарей-вифлеемитов (или как его еще называли «Вифлеемский орден» или «орден крестоносцев красной звезды на синем» – «Betlemitani o Ordine militare» и «Ordine crociferi con stella rossa in campo blu» итал.). Он, возник как орден крестоносцев во время первого крестового похода. Для нас он интересен, поскольку, как следует из его названия, его гербом была красная пентаграмма на синем поле Также пентаграммы можно обнаружить на средневековых
одеяниях священников, рисунках, витражах, мозаиках, барельефах храмов, церквей и соборов. Так барельеф в церкви Св. Петра и Моисея в Солине (Хорватия), IX-XI вв. содержит совершенно очевидную пентаграмму. В католической церкви Св. Петра и Павла (XIII век) в Эстонском городе Каарма (о.Сааремаа) можно увидеть роспись в виде перевернутой пентаграммы. Окно северного нефа Амьенского кафедрального собора во Франции (он был построен между 1220 и 1410 годами) выполнено в виде искусного витража, изображающего перевернутую пентаграмму. Если же Вы окажетесь в Ганновере, то
сможете увидеть огромную перевернутую пентаграмму (соседствующую с гексаграммой) на так называемой «Рыночной церкви» (Marktkirche нем.) Св. Георга и Св. Якоба, построенной в XIV веке. В кафедральном соборе Св. Стефана в Вене, построенном между 1359 и 1511 годами находится барельеф изображающей поклонение волхвов, на котором пентаграмма
символизирует Вифлеемскую звезду. В северо-восточной части Вифлеемской базилики Рождества Христова (по христианским преданиям она построена на месте, где родился Иисус) около северного выхода из пещеры Рождества, есть армянский алтарь, на котором Вы можете различить четкую рельефную пентаграмму, символизирующую Вифлеемскую звезду. Московская богословская церковь, построенная в 1805 году, тоже способна удивить непросвещенных барельефом с пентаграммой на своей стене. А Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге просто изобилует различными изображениями пентаграмм. И все перечисленное – это отнюдь не исключения, а лишь яркие и известные примеры. Вообще же, в большинстве крупных храмов, церквей или базилик можно, в том или ином виде, найти изображение пентаграммы.Таким образом, миф о том, что пентаграмма или перевернутая пентаграмма издревле считались символами какого-либо зла или чего-то подобного, можно считать развенчанным. Как раз наоборот – все исторические факты говорят об обратном. Есть несколько версий возникновения этого заблуждения и несколько ключевых событий связанных с ним. Есть версии, что началом негативного восприятия пентаграммы был расцвет инквизиции или расправа над Орденом Тамплиеров. Впрочем, в пользу первой версии весомых аргументов автору данной статьи пока не удалось найти, вторую аргументировали в основном тем, что у многих тамплиеров, частью гербов были пентаграммы. Однако это было распространенной практикой и до и после тамплиеров. Кроме того, как мы уже показали, пентаграммы активно использовались и после, в христианской иконописи, живописи и архитектуре.Пожалуй первым, кто связал перевернутую пентаграмму с дьяволом, был французский оккультист Альфонс Луи Констан (Alphonse Louis Constant фр.), больше известный под творческим псевдонимом Элифас Леви Захед (Eliphas Levi Zahed), который жил в XIX веке. В своем труде «Учение и ритуал Высшей магии», он писал, что пентаграмма два луча которой обращены вверх – это символ Сатаны. Однако здесь следует отметить, что за тысячелетия истории этого символа это было пожалуй первое документально подтвержденное заявление такого рода. Ранее ни в христианских источниках, ни где-либо еще, подобной информации не было. Таким образом, впервые это мнение было высказано в середине XIX века. Что касается самого источника этого мнения – то и тут не так все просто. Несмотря на то, что как оккультист Элифас Леви имеет некоторый авторитет (хотя иногда и подвергаемый сомнению), вряд ли можно считать его мнение, единственно верным. Тем более, учитывая возраст этого символа и многочисленность традиций, культов и эзотериков прошлого, которые такого мнения не придерживались. Надо учитывать и то, что в то время трактовка Леви не стала какой-то сенсацией перевернувшей мир оккультизма – она существовала, но существовала тихо и мирно наравне с другими трактовками символа пентаграммы, которые ей противоречили. Не изменила она и восприятие пентаграммы широкими массами (большинству из которых, надо признать, было тогда вообще не до этих материй). Наконец, ряд современных оккультистов, которых, пожалуй, в некоторой степени, можно считать потомками и продолжателями традиции, в формирование которой немалую лепту как раз и внес Элифас Леви, указывают на то, что в данном случае его слова необходимо трактовать не буквально (речь, в данном случае, идет об ордене восточных тамплиеровДля восприятия пентаграммы в России важной вехой стал приход к власти большивиков – т.к. одним из главных их символов как раз была красная пятиконечная звезда. Иерархи РПЦ признают, что до революции пентаграмма активно использовалась церковью и перелом в этом смысле наступил как раз вследствие гонений советской власти на церковь. Это был один из ключевых факторов для изменения восприятия пентаграммы верующими России. Второй важной вехой стало событие, которое произошло в США в 1966 году – тогда Говард Стэнтон Ла-Вей (так же известный как Антон Шандор Ла-Вей) основал так называемую Церковь Сатаны и (будучи знакомым с работами Элифаса Леви) сделал стилизованную перевернутую пентаграмму с вписанной в нее козлиной головой и рядом знаков, символом этой организации. Впоследствии, эффект эпатажа, который привлекал внимание и подробное освещение этой организации в западных СМИ стали причиной распространения в широких массах ассоциаций пентаграммы с сатанизмом. В довершении начался выпуск различных фильмов и прочих продуктов массмедиа, которые будучи исторически недостоверны, также способствовали укреплению этих ассоциаций.
Таким образом, как мы видим, мнение о связи пентаграммы с чем-то негативным возникло лишь во второй половине XIX века, а по настоящему распространенным стало лишь во второй половине XX века. Да и фундамент у этого мнения весьма шаток – по сути, в основе всего лежит только мистический опыт и переживания Элифаса Леви.
Примечательно то, что огульное охаивание, этого символа (как и некоторых других), которое было достаточно распространено среди церковных иерархов определенного качества, в скором времени ударили по ним самим – многочисленные пентаграммы и гексаграммы в храмах сейчас служат поводами для обвинения уже самой церкви, в том, что она погрязла в сатанизме или, что ей управляют евреи (версия популярная в среде националистов). Тут можно только развести руками и отметить, что осквернение своего (и общемирового) духовного и культурного наследия вряд ли могло кончиться по-другому.
Магия пентаграммы
Итак, рассмотрев историю пентаграммы, мы переходим непосредственно к ее применению в магических практиках.
Самый простой и нетребовательный к исполнителю способ использования пентаграммы – это ее ношение на себе, в качестве талисмана. Учитывая ее древнюю историю, распространенность и частоту использования всеми – от простых людей до
выдающихся волшебников (что, разумеется, не могло не оставить свой след в тонких материях и информационных полях нашей планеты), ее без сомнения можно назвать одним из сильнейших магических символов. Между тем, надо понимать, что даже такой символ – это именно символ и важную роль, в том как он будет работать, играет сам человек. Как мы уже писали, за тысячелетия его истории, какие только значения ему не предавались и для чего только он не применялся, поэтому пентаграмма – символ многогранный и использовать его можно для множества различных вещей. И здесь важно для чего одевает и носит ее человек – что резонирует с ним в этом символе, то и будет проявляться. Тем не менее, сильнее всего в пентаграмме проявлены, пожалуй, свойства защиты, магического развития, здоровья и гармонии – это то, что универсально и для чего этот символ как талисман может носить, практически каждый.
    Следующий способ – это медитация на пентаграмму. Он уже более сложен и вероятно, его можно назвать разновидностью Тратаки. Такая медитация может дать включения в магические эгрегоры; духовный опыт и знания, связанные с этим символом могут проявляться в медитирующем, иногда такая медитация способна разбудить дремлющие силы способности человека; также она  оказывает гармонизирующее и общеукрепляющее воздействие, в целом.
Последним способом, который мы упомянем в нашей статье, будет, пожалуй, наиболее широко известный – это использование пентаграммы, как геометрической фигуры в том, что сейчас стало модно называть начертательной магометрией. Т.е. использование пентаграммы в различных магических схемах, фигурах, печатях и построениях. Пожалуй, к этому способу, можно отнести и начертание пентаграмм не на бумаге (или других материальных предметах), а в воздухе – рукой, жезлом или атамом, принятое в традициях ритуальной и церемониальной магии, а также Викки. Естественно пентаграмма идеально подходит для работы с 5 какими-либо принципами, объединенными воедино (например, здесь можно вспомнить европейскую классику – эфир, огонь, вода, земля и воздух). Различных идей, концепций и правил, как, для чего и где надо рисовать пентаграмму, за ее историю накопилось великое множество, полноценно описать их все в рамках данной статьи не представляется возможным и поэтому здесь уместно посоветовать обратиться непосредственно к интересующей Вас традиции.
Итак, подведем итоги нашего скромного исследования. Пентаграмма – это древнейший волшебный символ с тысячелетней историей, уходящей во времена дописьменной эпохи человечества. На протяжении всего этого времени она, практически повсеместно использовалась самыми разными людьми от крестьян, носивших обереги с ней, рыцарей и королей использовавших ее на своих гербах и печатях, до служителей различных культов и религий, а также эзотериков и магов. Следует подчеркнуть и то, что это не «мертвый» символ, а хорошо известный и используемый до сих пор. Учитывая все это, можно смело назвать пентаграмму одним из самых сильных (если не самым сильным вообще) и эгрегориально поддержанных магических символов. Это и то, что она может быть полезна как начинающему, так опытному магу, делают ее превосходным кандидатом для использования в своей магической практике. Нельзя не признать, что в последнее время, к сожалению, есть тенденция к очернению этого символа, однако, на наш взгляд мы достаточно убедительно показали, что зародилась она сравнительно недавно и основания у нее, мягко говоря, сомнительные.