https://img5.goodfon.ru/wallpaper/nbig/7/bf/egyptian-pharaoh-ares-by-ares-horus-god-art-fantasy-tron-egi.jpg

В египетской религии (как, впрочем, и в других религиях, связанных с древними традициями) чрезвычайно большое значение придавалось акту посвящения в таинства веры. Более того, без этого мистического акта считалось невозможным истинное понимание божественных тайн.
Ритуал посвящения в божественные таинства греки впоследствии назвали мистериями (от греч. "мистерион" - "таинство"). Египет именуют родиной древних мистерий. Действительно, египетские мистерии оказали известное воздействие на обрядность и тайный смысл Элевсинских мистерий, которые ежегодно проводились в честь Деметры и Персефоны в небольшом древнегреческом городке Элевсин (недалеко от Афин) и являлись важнейшими для греческой античности. Впрочем, не исключено, что в Элладе египетские религиозные представления и символика наложились на некую мистериальную основу, уходящую корнями в глубину тысячелетий, ко временам ледникового периода...
Египетские мистерии были связаны прежде всего с именами Осириса и Исиды. На первый взгляд выбор именно этих богов не совсем понятен. Почему не ввели египтяне мистерии бога Ра или, например, Геба и Нут? Эти боги старше Исиды и Осириса и как будто значительнее для египетского пантеона.
Чтобы разобраться в этом, нужно обратиться к самой сущности посвящения в таинства. Дело в том, что и у египтян, и у многих других народов человек, посвящаемый в таинства, проходил целый ряд испытаний, которые символизировали его смерть и последующее воскрешение из мёртвых. Неофит ("новичок") во время этого ритуала уподоблялся богу, чьи таинства познавал (в известной мере посвящаемый даже отождествлялся с богом). А значит, ввести человека в сокровенные знания могли именно те боги, которые сами умерли и воскресли (или помогали в воскрешении).
*
Таких богов имеют многие народы. В Финикии и Сирии это был Адонис, у греков - Дионис, у шумеров - Думузи, у скандинавов - Бальдр... Египтяне чтили смерть и воскрешение Осириса, убитого коварным богом Сетом.
По преданию, Сет расчленил тело Осириса на 14 частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида, супруга Осириса, разыскала их, сложила вместе (создала первую в мире мумию) и рыдала над распростёртым телом бога в облике прекрасной нильской голубки... Будучи мёртвым, Осирис тем не менее смог чудесным образом вступить с Исидой в брачный союз. У богини родился сын - Гор (Хор), который потом победил Сета и стал владыкой мира живых, а воскресший Осирис воцарился в мире усопших. Его возвращение к жизни ассоциировалось с весенним пробуждением природы; не случайно на древнеегипетских фресках из орошенного слезами Исиды тела лежащего Осириса, готового воскреснуть, прорастают стебли злаков.
Этот миф известен благодаря древнегреческому писателю и историку Плутарху, который изложил его на рубеже I-II вв. н. э. в сочинении "Об Исиде и Осирисе". Подробности же мистериального ритуала считались сокровенным знанием, доступным лишь посвящённым. Геродот, например, впервые поведавший грекам о египетских мистериях, не назвал даже имени бога, которому они были посвящены (хотя знал детали ритуала). Возможно, эта закрытость и стала причиной того, что до сих пор не обнаружено действительно древних свидетельств о таинствах Исиды и Осириса; есть даже точка зрения, что эти таинства оформились под влиянием греческой культуры (а не наоборот). Тем не менее ритуалы, посвящённые Осирису, существовали уже во времена Древнего Царства. Известно, что значительная часть этих ритуалов совершалась внутри храма. Из плодородной почвы заранее формировали подобие фигуры Осириса, поливали её - и в урочный час на ней прорастали зелёные побеги, символизирующие победу жизни над смертью. С этим обрядом были связаны и ритуалы "копания земли" (для символического сева), а также "проведения телят". Сам фараон, царь-жрец, четырежды обводил вокруг стен храма четырех телят: они должны были "затоптать", сокрыть могилу Осириса, чтобы враги бога не нашли её и не помешали его воскрешению.
Очень важное место в мистериях занимало "плавание Осириса": в ночь с 24-го па 25-й день четвёртого месяца сезона разлива Нила символическую мумию бога перевозили в гробницу. Надписи, повествующие об этом, упоминают 34 барки, плывшие по священному озеру; их озаряли 365 лампад (это лишний раз подчёркивает глубину астрономических знаний древних египтян). На следующий день над ложем Осириса происходил ритуал "рыдания Исиды и Нефтиды" (сестра Исиды, удивительно на неё похожая).
Главное празднество начиналось на рассвете 25-го дня. Это был великий праздник не только для посвящённых, но и для всех египтян. Именно в этот день совершались обряды, доступные всеобщему обозрению: под пение гимнов из храма выносили статую Осириса; процессия, окутанная благовонным дымом кадильниц, обходила храм, направляясь к некрополю, к гробнице Осириса, после чего, ликуя, возвращалась в храм.
Древнеримский писатель II в. Апулей, посвящённый в мистерии Исиды, описывал в "Метаморфозах" (книга XI) такую процессию. Он перечислил множество священных предметов, которые несли участники процессии; главным среди них была золотая лампада в виде ладьи. Был здесь и длинный канат, за который в прежние времена держался сам фараон; участие в этом ритуале должно было облегчить участь человека в загробном мире, даровать ему удел воскрешения из мёртвых. Почему? Непосвящённым это было непонятно...
Может быть, строгий обет посвящения всё же позволил Апулею оставить хоть какие-нибудь указания на сокровенный смысл таинств Исиды? Он сказал об этом (устами своего героя Луция) коротко и туманно: "Достиг я рубежей смерти, переступил порог Прозерпины и вспять вернулся, пройдя через все стихии; в полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал пред богами подземными и небесными и вблизи поклонился им". Апулей поведал и о том, как посвящаемого облачали в 12 священных одежд...
Мало? Конечно. Но всё-таки достаточно для того, чтобы еще на один оборот повернуть ключ сокровенного знания...