Домовой в бане
Наталья Флоринская
Домовой в бане или банник
Еще одно существо из славянского язычества, живущее, по преданиям, неподалеку от человека - банник. Дух, обитающий в бане, иногда по ошибке определяется как домовой в бане. Тем не менее, это два совершенно разных персонажа, как по характеру, так и по представлениям об их внешнем облике. Единственное, что объединяет домового и банника, так это происхождение - оба они являются духами, среда обитания которых связана с человеческим жилищем.
*
Однако, в отличие от домашнего домового, покровительствующего жильцам, банный домовой вовсе не так доброжелательно расположен к человеку. Более того, он считается злым духом, проделкам которого приписываются все несчастные случаи и неприятности, которые могут происходить в бане. Согласно поверьям, банник может ошпарить человека кипятком, кинуть в него раскаленный уголек, а то и просто довести до обморока, напустив пару.
*
Считается, что банник особенно злится на тех, кто парится во внеурочное время - после полуночи. Ну а пьяниц и вовсе не жалует - может "запарить" до смерти. Чтобы задобрить банника, ему приносили ломоть ржаного хлеба, обильно посыпанного солью.
*
В старину баня, где, казалось бы, люди наводят чистоту тела, считалась "нечистым" местом именно благодаря обитанию банного духа. Считалось, что нельзя париться в четвертый пар, потому что в этот раз в бане парился банник с чертями и лешими. И человека, зашедшего в четвертую очередь, изводили.
*
Представления о внешнем облике банника
По поверью банник представляется в виде лохматого голого старика с радужными глазами. Маленький, тощий и беззубый, банный дух изображается с всклокоченной бородой, покрытой плесенью и лохматой черной головой.
*
Нередко банник обитает в помещении бани не один, а с семьей. Жена банника - обдериха, представлялась как страшная лохматая старуха. Дети банника также описываются как уродливые большеголовые младенцы.
*
В старину в крестьянских семьях было принято рожать детей в бане. Видимо, отсюда и пошло представление о том, что банник появлялся в бане с первым, родившимся там, ребенком. Таким образом, банный дух также был тесно связан с человеком и его семьей.
*
Святочные гадания в бане. Домовой в бане.
Святочные гадания в бане
*
Банный домовой и святочные гадания
Особенная роль отводилась баннику в период святочных гаданий. Девушки приходили в полночь к бане, чтобы погадать на своего будущего жениха. Порой, для того, чтобы задобрить банного духа, приносили ему в "подарок" зарезанного черного петуха или курицу и клали под порог. Хлеб с солью также служил неизменным "примирительным" атрибутом.
*
Девушки, подняв юбки, подходили снаружи к двери бани и ждали, когда банник к ним прикоснется. Потрогает лохматой рукой - к богатому и знатному суженному, ну а если рука голая - жених будет бедным. У этого гадания имелось несколько интерпретаций, имеющих такое же толкование. Например, девушки могли также выставить заднюю часть туловища в дымник.
*
Самым, казалось бы, "безобидным" способом было просто всунуть руку в окошко. Но, вероятно, баннику больше нравились другие части тела, а потому пальцы рук он мог приковать железными кольцами. От этого могли уберечь только перечисленные выше "подношения", из чего можно заключить, что те девушки, которые использовали для гадания другие части тела, приходили, видимо, с пустыми руками… Данное обстоятельство наводит на мысль: не отсюда ли пошло выражение "придти с голым задом"?…
*
Банные атрибуты. Домовой в бане.
*
Как угодить баннику
Как уже говорилось, банника можно было задобрить куском ржаного хлеба, обильно посыпанного солью.
*
Чтобы не злить банного духа, после бани нужно было оставить баннику воду, веник и мыло, а саму баню следовало содержать в чистоте. Считалось, что банник вместе со всякой нечистью, моется после того, как помоются люди (как раз в четвертый заход).
*
После того, как люди помоются, следовало произнести, уходя: "Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками гостите к нам в гости". Это означало благодарность и приглашение нанести ответный визит.