Учение о Четырех Элементах, и Пятой (Квинтэссенции) существовало в Древней Греции, а также стало неотъемлемой частью Средневековой Алхимии.

Платон определил Четыре Элементов, которые являются различными проявлениями первичной материи, а также Пятый Элемент, который Бог использовал для Творения, и для объяснения их свойств сопоставил с Землей - куб, с Водой - икосаэдр, с Воздухом - октаэдр, с огнем - тетраэдр, и Пятый Элемент - с додекаэдром.

Аристотель распределил состояния первоматерии (тепло, холод, влажность и сухость) среди Четырех Элементов:

Огонь - Теплый и Сухой.
Воздух - Теплый и Влажный.
Вода - Холодная и Влажная.
Земля - Холодная и Сухая.

В Алхимии существуют представления о том, что, раз все вещи состоят из этих четырех Элементов, только в разных пропорциях, то одна вещь может быть преобразована в другую.

В Магической Практике концепция Пяти Элементов является основной и первоначальной, так как прежде, чем подняться к Высшим Сферам, оператор должен выйти из сферы Четырех Элементов. Но также и при операциях, призывающих силы, имеющие над-космическую природу, эти силы призываются в сферу Четырех Элементов.

Пятый Элемент, Дух в Магической Традиции, объединяет и одухотворяет мир, который состоит из Четырех Элементов. Он является центром, который поддерживает и питает остальные Элементы, которые можно расположить в соответствии с четырьмя линиями Креста.

Кроме того, каждый из Четырех Элементов имеет свое соответствие в Буквах Тетраграмматона, непроизносимого Имени Бога IHVH. Это имя Ветхозаветного Бога, карающего, гремящего молниями и потопляющего египтян водами Чермного моря, чтобы вывести израильтян из земли египетской. Однако, четыре буквы в Тетраграмматоне соответствуют неистовым и бурным стихиям, в которые нужно внести пятую, которая отражает собой "Шин" в Пентаграмматоне IHShVH.

В лекции по очищению Души, являющейся толкованием на Нагорную проповедь, и предназначенной для Практика Золотой Зари, говорится о необходимости укрепиться в Равновесии Сил, в центре Креста стихий, "того Креста, сердцевина коего порождена была Творящим Словом на заре всего сущего", чтобы обрести дары Магии. Для того необходимо соблюдать чистоту мысли, и не допускать мыслей, не соответствующих поставленной цели. Причем нельзя допускать слабости, которая является аморальностью, а не попросту противоположностью силе, и которая не может привлечь ничего, кроме вреда, не только самому человеку, но и его окружению. Кроме того, Практик не должен быть сбит с толку происходящим во внешнем мире, чтобы не нарушать Равновесия, которое можно установить искренней Молитвой.
Элемент Огня

Качества: активный, мужской, непосредственный, быстрый, начинающий, инспирирующий, оживляющий и энергичный.

Направление или часть света: Юг.

Элементальное Орудие: Жезл Огня.

В материальном мире ассоциируется с теплом и световым излучением. Огонь - стихия, которая и в физическом мире стремится вверх. В Магической Традиции, а также в Алхимии, он является принципом преображения, так как обновляет, сжигая старое. По Аристотелю, это наименее тяжелый элемент. В Сефер Йецира говорится, что небеса созданы из Огня, и также он соотносится с буквой иврита "Шин", одной из трех материнских букв, и "установлена" в зубах. Произнесение "Шин" уподобляется шипению огня. Огонь выражает духовную энергию и отвечает за установление Духа.

В Тетраграмматоне, непроизносимом Имени Бога, Огонь соотносится с буквой "Йуд", и выражает порождающее начало, Божественное семя и Божественную Искру в человеке. Это Отец, который порождает и действует посредством остальных трех Элементов.

Элемент Воды

Качества воды: пассивная, женская, восприимчивая, поддерживающая, подсознательная, творческая, чувственная, эмоциональная, текучая и порождающая.

Направление или часть света: Запад.

Элементальное Орудие: Чаша Воды.

В материальном мире ассоциируется со всеми жидкостями. Вода связана с преобразованием, однако не таким же, какое подразумевает огонь. Это преобразование - как безграничный океан бесконечных возможностей для новой жизни, образ той материи, которая еще не обрела своих форм, но заключает в себе потенциально возможное. Она - вторая по тяжести в теории Аристотеля, а в Алхимии в своем очищенном виде изображается орлом, которым должен стать скорпион, находящийся посреди огня и жалящий себя собственным хвостом, чтобы воспарить. Также в Большом Ритуале Пентаграммы Ордена Золотой Зари элемент воды обозначается Знаком Орла. То есть, вода должна стать паром, чтобы преобразиться, избавиться от своих тяжелых качеств. В человеке они проявляются как грубая чувственность, которая должна перейти в женственность, восприимчивость, чтобы для человека возможно было воспринимать идеи от Бога. Это так же необходимо, потому что иначе он может воспринимать идеи грубые, как и не очищенный Элемент воды.

В Сефер Йецира воде соответствует одна из материнских букв иврита Мем, означающая "Воды". Она установлена Богом в губах. Также, по Сефер Йецира, вода стремится вниз. В Тетраграмматоне IHVH воде соответствует вторая буква Хэй, воспринимающая от Йуд Божественный Свет. Она является полностью пассивной и порождающей, Матерью, от которой происходит Сын - Вав, воздух.
Элемент Воздуха

Качества воздуха: активный, мужской, интеллектуальный, абстрактный и коммуникативный.

Направление или часть света: Восток.

Элементальное Орудие: Кинжал Воздуха.

В материальном мире ассоциируется с газами. У Аристотеля - третий по тяжести элемент. Обладает наивысшей степенью вибрации. Порожден Огнем и Водой, андрогинен, так как вмещает в себя как мужской принцип, так и женский. Он - их примиритель. Объединение этих противоположностей изображается символом Гексаграммы, в котором Треугольник Воды накладывается на Треугольник Огня. Интересно, что даже буквенные соответствия здесь будут верны: 10 (Йуд) + 5 (Хэй) = 15 = 1+5 = 6 (Вав), или символ Гексаграммы. Вода стремится вниз, огонь стремится вверх, и свое примирение они находят в воздухе. Он - Сын Огня, и буква иврита Вав может восприниматься как удлиненная буква Йуд. Воздух часто связывается со Сфирой Тиферет на Древе Сефирот, Микропрозопом, который должен внести гармонию и красоту в тяжелые, обременительные качества Земли, когда она станет его Невестой. Также порождает Землю, потому что андрогинен, и по той же причине порожденный им Элемент, Земля, обладает потенциалом активности, и в Божественном Имени IHVH должна снова переходить в Йуд, в отличие от Воды, Хэй, которая абсолютно пассивна и единственно восприимчива.

Воздух указывает на интеллектуальные, мыслительные способности человека, абстрактные и изменчивые.

В Сефер Йецира ему соответствует одна из материнских букв Алеф, которая символизирует дыхание, и установлена Богом в гортани.

Элемент Земли

Качества земли: пассивная, женская, твердая, материальная, физическая, устойчивая, медленная и основательная.

Направление или часть света: Север.

Элементальное Орудие: Пантакль Земли

В материальном мире ассоциируется с твердым состоянием. По Аристотелю - самый тяжелый элемент. По разным Каббалистическим теориям является либо порождением трех элементов, либо их тяжелым осадком. Представляет собой материальную Вселенную, и олицетворяет Сфиру Малхут.

В Божественном Тетраграмматоне соответствует конечной букве Хэй, ничем не отличается от начертания Хэй, которой соответствует вода. Это Невеста Микропрозопа, Вав, который должен возвести ее на престол Матери, первой Хэй, которую связывают со Сфирой Бина на Древе Сефирот.

В системе Ордена Золотой Зари земле соответствует Элементальное орудие Пантакль Земли, который состоит из четырех цветов: зелено-лимонный (воздушная часть земли), красно-коричневый (огненная часть земли), оливковый (водная часть земли) и черный (земная часть земли). Три цвета образуются по Школе Королевы в результате смешения попарно оранжевого свечения Ход, зеленого свечения Нецах и фиолетового луча Йесод. Четвертый, черный цвет, образуется в результате смешения трех этих свечений, и обозначает границу с Клиппот. Это четыре цвета Сфиры Малхут.

Сфира Малхут является десятой на Древе Сефирот, а Хэй конечная в Божественном Тетераграмматоне является четвертой буквой. Интересно, что сложение всех чисел четырех, то есть 1+2+3+4 в результате дает 10. В представлении Пифагорейцев 4 было последним из совершенных чисел, а элемент земли символизировался Тетраэдром Пифагора.

В Сефер Йецира элементу Земли соответствует буква иврита "Тав", одна из двойных букв, которая соответствует владычеству или рабству, и она установлена Богом в языке.
Стихийные духи

Стихийные духи, или элементали, составлены из одной стихии, которую они олицетворяют, и в духовных иерархиях занимают место между человеком и высокими существами, такими как ангелы и архангелы. В системе Золотой Зари они считаются существами менее совершенными, чем человек, в то время как Парацельс, описавший свою систему в XVI веке, считал, что даже Гномы, представители наиболее грубой стихии земли, обладают менее грубой природой, по той причине, что обитают в более грубой среде обитания, чем человек.

Существуют молитвы, произносимые от имени этих духов, в которых они восхваляют Бога и Его деяния, для того, чтобы он возвысил их, очистив от всех издержек их природы.

В лекции по Очищению души Ордена Золотой Зари есть напутствия для Теоретика в том, чтобы он перенимал лучшее от Стихийных духов, и остерегался их избыточных проявлений. От Сильфов нужно взять проворность и деятельность, но поостеречься их легкомыслия и непостоянства. От Саламандр необходимо перенять энергичность и силу, но поостеречься от их раздражительности и жестокости. От Ундин необходимо взять гибкость и внимательность, но остерегаться праздности и переменчивости. И, наконец, от Гномов Теоретику следует получить трудолюбие и терпеливость, но избежать грубости и скаредности. "Так постепенно разовьешь ты силы своей души и станешь достойным повелевать духами стихий".

Гномы

Элементали стихии земли. Их наименование происходит от греческого слова genomos, "обитатель Земли". Они владеют сокровищами, также имеют власть над камнями и растительностью, работают с металлами. Лекция по Очищению души наставляет Практика приобрести от гномов трудолюбие, но не поддаться их алчности. В народных легендах гномы часто являются хранителями сокровищ. В мифах существуют разные типы гномов, например, сатиры, дриады и брауни. В своих молитвах просят Бога о том, чтобы он возвысил их природу, так как их стихия - наиболее тяжелая из всех.

Их король - Гоб, и соответствуют они Северу

Сильфы

Элементали стихии воздуха, обладающего наибольшим уровнем вибрации, и потому являют собой высший тип элементалей. В классификации Парацельса называются сильвестрами. В мифах они изображаются в виде крылатых фей или эльфов, передвигаются со скоростью молнии. Для передвижения используют ветер и облака. В человеческом теле проявляются через нервную систему. Их благотворят поэты и художники, однако им свойственно непостоянство и легкомыслие. В молитвах они просят о закреплении их на небесах, чтобы их не носило, как бурей, из стороны в сторону.

Их король - Паралда, соответствуют они Востоку.

Ундины

Элементали стихии воды. Также называются русалками. Способны контролировать и управлять водными потоками в природе, а также жидкостями в человеке и животных. В мифах представлены как водные нимфы, водные эльфы, русалки и нереиды. Они энергичны, изящны и благосклонны к людям. В своих молитвах просят Бога о том, чтобы принести желанную жертву, так как вода должна пожертвовать себя, чтобы превратиться в воздух, который менее тяжел.

Их король - Никса, и они соответствуют Западу.

Саламандры

Элементали стихии огня. В классификации Парацельса: "скорее вулканы, чем саламандры". Наиболее сильные и могущественные из всех элементалей, с которыми труднее всего установить связь оператору из-за их обжигающей и пламенной природы. Живут в духовном эфире, который является незримым Огнем Природы. Влияют на все теплокровные существа, в человеке воздействуют на кровообращение и температуру тела, тем самым влияя на его эмоции. В своих молитвах просят Бога о том, чтобы они могли восхвалять его, и ни о каком больше исправлении, так как огонь преобразует, трансформирует, для возвеличивании природы существа, о котором просили в своих молитвах гномы. Однако, по характеру они опасны и непредсказуемы. В геральдике можно найти гербы с изображением саламандры в огне.

Их король - дух, известный под именем "Джин", и соответствуют они Югу.
© Eric Midnight, Teurgia.Org, 2010 г