ак увидели они да чудо чудное, чудо чудное, да диво дивное...

Богатыри о которых красочно повествуется в русских былинах не просто физически крепкие и сильные люди, а люди обладающие магическими навыками, о которых сейчас бы сказали как о носителях экстрасенсорных способностей.
Полагаю здесь уместно рассмотреть вопрос боевой магии русских богатырей. Что включает себя это понятие: заклинания-обереги, оружие, различные предметы домашней утвари, различные животные ( сокол, волк, тур).
Особое значение здесь имеет поклонение божествам, если в дохристианском цикле это свод славянских богов представляемых в виде сакральных животных (недаром так популярен сокол как священная птица-вестник Перуна), то в киевском цикле былин это Спас либо Троица (Бог-отец, Бог-сын и Дух святой). Но обращение к высшей силе всегда лаконично и однозначно. Воинская стезя богатырей сурова, обособлена характером профессионального воина, за малым исключением, например Микула Селянинович, все богатыри заняты ратным делом. Но природа русского богатырства всегда позитивна - он живет ради защиты слабого и старого, ради родной сторонушки.
Тут конечно стоит подчеркнуть, что наставниками этой магии и носителями сакрального знания выступали калики 'перехожие-переброжие', странствующие духовные учителя, сказители и знахари. За невзрачным видом калик кроется огромная сила:
' Скричат калики зычным голосом, -
С теремов верхи повалилися,
А с горниц охлупья попадали,
А в погребах питья сколыбалися'.
И среди калик есть свои особые богатыри:
' Выходила калика перехожая,
Перехожая калика переезжая.
У калики костыль дорог рыбий зуб,
Дорог рыбий зуб да в девяносто пуд.
О костыль калика подпирается,
Высоко калика поднимается,
Как повыше лесу да стоячего...'
Прежде ими служили волхвы, но после принятия киевской знатью православия - они трансформировались в калик.
Самый известный пример это обретение силы Ильей Муромцем, когда калики с помощью внушения и магического зелья 'питьица медвяного' возвращают Илье здоровье и предсказывают ему обретение богатырской силы и славное будущее великого воина-защитника Земли Русской. Тут не обходится без магического заговора - целой программы действия с кем дружить, с кем воевать, особое место занимает заговор-предсказание о коне богатырском ' Доставай, Илья, коня себе богатырского, выходи в раздольице чисто поле, покупай первого жеребчика, станови его в срубе на три месяца, корми его пшеном белояровым, а пройдет поры-времени три месяца, ты по три ночи жеребчика в саду поваживай и в три росы жеребчика выкатывай, подводи его к тыну ко высокому: как станет жеребчик через тын перескакивать, и в ту сторону, и в другую сторону, поезжай на нем, куда хочешь, будет носить тебя. Тут калики потерялися'. То есть, как сказали бы сейчас дематериализовались, когда необходимое сакральное знание было передано по назначению - избранному.
Богатырский конь тоже непрост, он подстать своему хозяину и порой дает советы человеческим голосом, либо ударом копыта о сыру землю.
Обряд посвящения в богатырство и передача особой воинской традиции осуществляется непосредственно от богатыря к богатырю. Хотя обладание огромной магической силой не всегда приносит счастье, как в случае со Святогором, который был вынужден жить отшельником, чтобы не принести огромных разрушений людям и умирая должен был передать знания ученику, как часто поступают колдуны дни которых сочтены на этом свете.
'- Наклонись ко гробу, ко маленькой щелочке, я дохну на тебя духом богатырским.
Как наклонился Илья и дохнул на него Святогор богатырь своим духом богатырским: почуял Илья, что силы в нем против прежнего прибавилось втрое, поднял он меч-кладенец...'
Тут и передача магической силы и обретение магического оружия, молодцу все к лицу. О холодном оружии следует сказать отдельно, мечи или ножи всегда были окружены магическими представлениями, железо само по себе считалось мощным оберегом, а уж изделия из булата были страшны и для вражеского колдуна, недаром часто упоминается что богатырь лишает жизни такого противника 'ножичком булатным'.
Но если Илья Муромец богатырь в традиционной ратной стилистике, то Волх Всеславович богатырь-маг в полном смысле этого слова, он мудрый кудесник и знахарь, обладающий способностью 'обвертываться' в сокола, волка, тура, муравья и т.п.
' Втапоры поучился Волх ко премудростям:
А и в первой мудрости учился -
Обвертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он, Волх, -
Обвертываться серым волком.
Ко третьей-то мудрости учился Волх -
Обвертываться гнедым туром - золотые рога'.
Разумеют богатыри и много других премудростей, например Вольга с пяти годков обучается хитростям-премудростям, знанию всяких 'языков разныих': птиц и зверей.
Кроме подобных способностей богатыри владеют и силой Матери-земли, как Микула:
' С края в край бороздки пометывает,
В край уедет - другого невидать,
То коренья-каменья вывертывает
Да великия он каменья вси в борозду валит'.
Богатырские военные союзы это своего рода сложение различных магических навыков в единое целое с одной единственной целью ограждения Руси от набегов поганых.
' Вы й седлайте-тка коней богатырских,
Да й поедемте в раздольице в чисто поле,
Постоимте за веруй й стольний Киев-град'
Здесь Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Залешанин, Елизаныч, Сухан Доментьянович, Белая Палица, Чурило Пленкович как олицетворение могучей заставы богатырской способной обратить в бегство рати 'языц незнаемых'.
Изображение
Магические силы помогают богатырям биться с врагом как на этом свете так и на том, настигать и уничтожать зло и в параллельной реальности - бой со Змеем Огнедышащим на Калин-мосту или переход через огненную речку Смородинку. Ради торжества справедливости для русского богатыря нет ничего невозможного.
Существовал и особый ритуал отъезда богатыря на брань-войну который соблюдал каждый герой, как например Добрыня Никитич:
' Он к коню приближается,
На четыре стороны он поклоняется:
- Ай же ты, мой добрый конь,
Ретивой ли Бурушка, косматый мой,
Ты служи мне верой-правдою, А в свободно времечко - утехою!'
Затем следует прощание с семьей:
' Тут в свой дом он ворочается,
Господу чтоб богу помолитися,
На четыре стороны родным поклонитися'
Стоит упомянуть и женщин-богатырш, боевых подруг и жен славных воинов 'поляницыщи удалыя' Златогорка, Горынинка или Савишна, неустрашимая Авдотья Рязаночка, которые часто приходили на помощь в трудных ситуациях.
Здесь интересен обряд 'добывания невест', ибо женами богатырей могут быть только ровня по силе и стати, как невеста богатыря Дуная Настасья Королевична.
' А скакала на кони богатырскоем
Да пославну раздолью чисту полю'.
'Кто мене побьет во чистом поле,
За того мне, девице замуж идти'.
Или знаменитая Василиса Микулишна которая выручает своего мужа Ставра Годиновича из 'погребов глубоких'.
Особой магией пользовался богатырь Садко, обладатель заветных гуслей-самогудов. Который своей игрой мог воздействовать на водную стихию и ее обитателей:
'А и как начал играть Садко во гусли
во яровчаты,
А как начал плясать царь Морской теперь
В синем море'.
Замечателен и такой факт, что даже будучи во хмелю богатырь русский не менее страшен для врага, если не более. Как например любимый герой голи кабацкой Васильюшко упьянсливой:
'Размахалась у Василья ручка правая,
Распиналась у Василья ножка резвая,
Куды рученькой махнет - туды улица,
Куды ноженькой пихнет - переулочек'.
Даже смерть богатыря всегда необычна, овеяна ореолом устрашающей таинственности, которой сам герой бросает вызов, как поступил Василий Буслаевич перескочив 'сер горюч камень':
' Скочил-то Василий назад пятьми,
Задел он ногой правою,
Пал-то на леву рук,
Обломилась у него рука белая,
Пал на сер горюч камень,
Разломил-то себе буйну голову'.
Весь смысл боевой магии соответствует главному назначению древнерусских богатырей - идти по предначертанным путям, защищая людей и устанавливая мир и спокойствие, иногда даже жертвуя собственной жизнью.

18.04.2008

Библиография:

1. Былины, М, 1991
2. Путилов Б.. Застава богатырская, Л, 1990
3. Платов А. Магические искусства Древней Европы, М, 2002

источник http://terraocculta.com/forum/viewtopic … amp;t=1072