(700px,400px)

Змей или Змея – образ, который встречается в мифологии всех народов и часто играет очень разную и даже противоречивую роль. Так же и в древних славянских языческих верованиях отношение к змею довольно неоднозначное и противоречивое. В давние времена славяне поклонялись змею как богу, и даже приносили жертвоприношения (в том числе и человеческие). Со временем отношение к Богу-змею начало меняться. Связаны были эти изменения с эоническим переходом, что повлекло за собой крещение Руси и вхождение её в Христианскую веру. Змея же из ранга божества вывели Христианские Адепты, наделив демоническими качествами и просто стали называть дьяволом.
*
На Руси издревле славили бога Ящера. Бог Ящер был известен под многими именами такими как Юша, Яша, Йеша, Яже. В некоторых заговорах колдовских школ России можно встретить имя Ячер. Или же просто его звали Змей Горыныч, да, да, отголоски древности в старых добрых сказках.
*
амятник Змею Горынычу на Кудыкиной Горе.
Россия, Липецкая область
*
Ящера считали богом рек, морским царём, владыкой "нижнего мира". Культ бога Ящера был, как показывают археологические находки и многочисленный этнографический материал, довольно распостранён в центральной полосе России, был силен в северо-западных областях Руси, в Новгородских и Псковских землях. Об этом рассказывают многочисленные изображения Ящера на орнаменте домов и другом прикладном искусстве, так же изображения подводного и подземного бога на ритуальных ковшах и братинах, которые в определённый праздник наполнялись напитком и передавались по кругу, действуя в роли инициатора человека к иному миру.
*
Следы поклонения Ящеру в больших количествах находят на всей территории проживания славянских племен. К примеру, село Спас-Крокодилино, что недалеко от Клина, деревни Большая и Малая Ящеры, расположенные в Ленинградской области. Чаще всего упоминается имя Ящера в названиях всевозможных рек, речушек и озер (река Ящера и озеро Ящино). Капища, посвященные ему, чаще всего встречаются в северных областях, и расположены они, как правило, на берегах водоемов. Один из обнаруженных алтарей находится на небольшом гранитном островке, имеющем форму крокодила, реки Рось. Основное же место поклонения Морскому Дракону, как считается, было расположено на берегу озера Ильмень.
*
КОРКОДИЛОВ" НАДО КОРМИТЬ!
*
Ящера очень почитали рыбаки, мореходы и крестьяне, они воздавали ему требы в виде пары монет, которые они бросали в воду, прося хранителя вод быть милостивым к ним. А.Н. Афанасьев подробно описывает жертвоприношение коня водному хозяину: "Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают её хлебом, потом надевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь или топят среди реки".
*
Сохранилось сенсационное сообщение немецкого ученого, вольного барона Сигизмунда Герберштейна (1486-1566 гг.), дипломата и путешественника, посетившего Русь в 1517 и в 1526 году. Он записал свои наблюдения, а также свидетельства источников, которые не вызывали сомнения в своей правдивости: "Там и поныне много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то ящериц с четырьмя короткими лапами, с черным жирным телом, имеющим не более трех пядей (60-70 см) в длину, и называемых гиво-итами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом всем семейством поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастье приписывают тому, чьё Божество-Змея будет плохо накормлено". (С. Герберштейн. «Записки о Московитских делах». СПб. 1907 - стр. 178).
*
КАК "УБИВАЛИ" ДРЕВНИХ БОГОВ
*
Истреблением и полным забвением культа Змеи мы обязаны последовательному яростному и упорному насаждению Христианства, что отчётливо видно из летописей. Реальный Бог-Ящер был опасным идейным противником Церкви. Убедить поклоняющихся ему, реальному и грозному божеству, людей в существовании какого-то абстрактного христианского Бога было практически невозможно. Существовал только один выход - беспощадное уничтожение всех этих животных, "диавольских гадов", и полное искоренение памяти о них. Скорее всего, сначала расправились с одомашненными маленькими тварями, а потом и с большими речными "богами". Христиане нещадно истребляли ящеров. Идолопоклонников убеждали, что это никакие не боги, а "отвратные" звери. В рукописи Большой Синодальной библиотеки XVII века христианский летописец пишет о том, как плакал народ, когда в реке Волхове изловили "окаянную тварь", а затем лишили ее жизни. Ящер был торжественно захоронен местными язычниками в "высокой могиле". По нему даже справили тризну. Тяжело было расставаться людям со своими привычными древними богами. А христиане верили, что ящера поглотил ад. Священники беспощадно и целенаправленно уничтожали последних представителей речных ящеров как языческих богов. Так, почти уже в наше время были безжалостно уничтожены последние представители древних ящеров. А вековой режим замалчивания этих событий сделал свое дело. Мало кто даже слышал об этом. И сегодня трудно поверить, что в России еще в XVI веке жили и прекрасно себя чувствовали потомки динозавров. Со школьной скамьи нам внушается мысль, что это вымышленные мифические существа из народных былин и преданий. Но из многочисленных летописей следует, что это не так.

Теги: Культ Ящера в Древней Руси