Въ Великій четвергъ, до восхода солнца, ходятъ за мурашевникомъ и при входѣ въ лѣсъ говорятъ:
*
«Царь лѣсной, царица лѣсная, дай мнѣ на доброе здоровье, на плодъ, на родъ!
Царь лесной, царица лесная, дай мне на доброе здоровье, на плод, на род!»
*
Духа-хозяина леса угощали также при пропаже скота. Хозяин пропавшей скотины, взяв завернутое в тряпку или бумажку яйцо (иногда и ржаные лепешки), произносит следующие слова:
*
«Кто этому месту житель, кто настоятель, кто содержавец, тот возьмите дар,
возьмите и домой скотинку спустите, нигде не задержите, не за реками,
и не за ручьями, и не за водами»; он оставляет яйцо на перекрестке для лесного царя».
(Харузин 1894: 316; Пудож. у.).
*
Так, например, в Водлозерье «относ» для лешего состоял из трех сырых куриных яиц и краюхи хлеба; хозяйка закапывала его в лесу в муравейник со словами:
*
«Пришла не помолясь, Богу не перекрестясь.
Батюшка лесной, прими от меня мой относ».
(Логинов 2006: 90).
*
«Цар лесавы, царыца-лесавіца! Прымі ты наш падарак i нізкі паклон, i прымі ты маіх малых рабят i адпусьці ix дамоў, штобы яны па лесу не плуталі, пад сасной не начавалі, шэрай калоды не елі, ключавой вады не пілі, да дому дахадзілі; a табе ў лясу спаць, з дзеткамі па пням хадзіць, з жаной на мху спаць, a маіх рабят у глаза не відаць. Амінь.»
*
«Царь лесовой, царица-лесовица! Примите наш подарок и низкий поклон, и примите моих малых ребят и отпустите домой, чтобы они по лесу не плутали, под сосной не ночевали, серой колоды не ели, ключевой воды не пили, до дому доходили; а тебе в лесу спать, с детками по пням ходить, с женой на мху спать, а моих ребят в глаза не видать».Вот что передавала одна баба из собственной жизни (Купецкое оз.): в жаркий летний день, утомившись в лесу от работы по приготовлению места для лядины, эта баба выкупалась в лесном прудике, от чего она скоро заболела. За помощью она обращалась и к местному фельдшеру, и к знахарке, но ни лекарства, даваемыя фельдшером, ни тайныя слова, произносимыя знахаркой, нисколько ей не помогали. Знахарка, наконец, убедила больную идти к прудику, где последняя выкупалась, «прощаться», т. е. просить прощения. Придя к прудику, знахарка велела разскащице повторить громко за нею следующяия слова:
*
«Царь лесòвый и царица лесòвая и лесòвыя малыя детушки,
простите меня, в чем я согрешила».
*
Она повторила эти слова три раза, и после каждого раза оне клали по земному поклону. После третьяго раза послышался около них шум, словно выстрел. Обе вернулись домой. Знахарка стала лечить больную и в скором времени ей удалось вылечить ее.
*
«Царь лесòвый и царица лесòвая и лесòвые малые детушки,
простите меня, в чём я согрешил(а)».
*
Очень часто, если кто захворает в лесу, то, приписывая болезнь лесовику, больная отправляется в лес. Она несет яйцо и, став на перекрестке, кладет яйцо на левую руку и в лесу произносит следующую молитву: **
*
«Кто этому месту житель, кто настоятель, кто содержавец – тот дар возмите,
а меня простите во всех грехах и во всех винах, сделайте здраву и здорову,
чтобы никакое место не шумело, не болело».
*
Яйцо оставляется на перекрестке. Если лесовик услышит эту мольбу – болезнь пройдет.
*
Кто этому месту житель, кто настоятель, кто содержатель – тот дар возьми, а меня прости во всех грехах и во всех винах, сделай здоровым(ой), чтобы никакое место не шумело, не болело.
*
Вот я пошла, я иду если в лес, дак я г[о]в[о]рю:
«Дедушка лесовой, здравствуйте».
*
И уйду оттуда, я чернику или что, это, собираю, скажу:
*
«Спасибо, дедушка, за это».
*
Только надо всегда идти, поздороваться.
*
Когда в лес заходишь: Не надо ругаться и глаза перекрести, как в лес заходишь да:
*
«Господи, благослови, Царица Небесна матушка,
хозяин и хозяюшка, малы детушки».
*
Ну вот и я и хожу тоже за черникой или куда вота здесь через поле-то, я всегда говорю:
*
«Здравствуй, дедушка. Помоги мне ягод собрать».
*
Насобираю их, обратно иду и скажу: «Спасибо, дедушка». Только так надо.
*
Перед охотой или сбором ягод просили разрешения:
*
«Хозяюшко, помоги мне ягод набрать и не заблудиться».
*
Чтобы леший не тронул детей, надо было положить на пень кусок хлеба, завернутый в чистую тряпицу, и сказать:
*
«Царь лесной, прими ты наш подарок и низкий поклон и прими
ты моих малых ребят и отпусти их домой».
*
Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. — М.: Издательство «Индрик», 2010. Стр. 232.

Теги: Традиционные обращения к лешему/лешим