В Смоленской губ. «иногда и в пропаже скотины бывают виноваты русалки. Погадают деды и скажут, что для того, чтобы отыскать пропавшую скотину, нужно положить относ русалкам». Относ этот делается так: «Сплети лапти, сидя в лесу на пне; разорви новую женскую рубаху и сделай из нее онучи; все это, вместе с хлебом и солью, заверни в чистую тряпку, перевяжи красной лентой и отнеси на перекресток в лес. Там, положивши все это на какое-нибудь дерево, поклонись до земли, не крестясь, на все четыре стороны и говори:
*
Прошу вас, русалки,
Мой дар примите,
А скотинку возвратите!
*
Крестьяне уверены, что пропавшая скотина возвращается только благодаря подобным относам» [Добровольский 1908, с. 15].
*
На русальной неделе, поминая утопленников и удавленников, родичи, за упокой души этих несчастных, бьют на их могилах красные яйца и призывают русалку:
*
Русалка-царица,
Красная девица!
Не загуби душки,
Не дай удавитца;
А мы тебе кланяемся.
*
Часть поминальных блинов оставляется на могиле в жертву русалке.
*
Супраць русалкі.
*
Вадзяніца, лесавіца, шальная дзявіца! Атвяжысь, аткацісь, у маём дварэ ня кажысь; табе тут ня век жыць, a нядзелю быць.
*
Ступай у рэку глубокую, на асіну высокую. Асіна, трасісь, вадзяніца, уймісь. Я закон прынімаў, златой хрёст цалаваў; мне з табой не вадзіцца, не куміцца. Ступай у бор, у чашчу, к лясному хазяіну, ён табе ждаў, на мху пасьцелюшку слаў, муравой усцілаў, у ізгалоўіца калоду клаў; з ім табе спаць, a мяне хряшшонага табе ня відаць. Амінь.
*
Перевод:
*
Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, на глаза не кажись. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина, трясись, водяница, уймись.
Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку стлал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня не видать.
*
Замовы / Уклад., сістэм. тэкстаў, уступ. арт. i камент. Г А. Барташэвіч; Рэдкал.: А. С. Фядосік (гал. рэд.) i інш.— Мн.: Навука i тэхніка, 1992. Стр. 45.

Теги: Традиционные обращения к русалкам