ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧЕРНАЯ МАГИЯ И РУНЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Я" и "другие"

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

"Я" и "другие", "я" и "все остальное", "мы" и"они". Эти отношения относятся к самым фундаментальным, но даже они строятся на господствующей модели реальности, основанной на представлениях XIX века об абсолютном разделении сознания и материи, о механической природе физического мира и различии между субъективным и объективным. В этой модели, соответствующей нашему общепринятому представлению о воспринимаемой реальности, сознание придает смысл случайным событиям, которые происходят во внешнем, объективном мире. Хотя такое описание мира не слишком точно, в большом масштабе оно соответствует нашему представлению о себе и об отношении человечества к остальной планете. Модели склонны упрощать мир, подгонять опыт под наши ожидания, а также оправдывать нашу позицию "превосходства" по отношению к "другим". Хорошим примером такого механистического моделирования служит создание стереотипов. Каждый из нас в той или иной степени использует стереотипы. Они могут быть позитивными и негативными. Позитивные стереотипы действуют как ролевые модели или идеальные типы; негативные же -- это наши реакции на неприятности, которые сводятся к потере самоконтроля. Еще более простой пример: мы склонны считать собственное поведение реакцией на конкретную ситуацию, но поведение остальных людей приписываем особенностям их характера. А вот конкретный пример из области магии: хотя вы можете призывать божеств, представляя их архетипами или субличностями, в какой мере вы признаете, что эти божества существуют независимо от вас и имеют собственные цели и намерения, никак не связанные с вашими? Так на самых разных уровнях мы приписываем особую роль, решительность и целеустремленность себе, "забывая" о "других", будь то "другие" люди или "другие" виды жизни.
*
Причем здесь магия? Подобно многим другим базовым моделям в нашей общепризнанной реальности, последствия разделения "я" -- "другие" редко подвергаются сомнению. Однако с точки зрения Магии Хаоса маг должен уметь увидеть "за фасадом" господствующей реальности скрытые сложности и структуры. Магия Хаоса требует внимания к деталям. Нельзя утрачивать бдительность по отношению к тому, что кажется совершенно очевидным. На более практическом уровне колдовства -- применения магических техник для осуществления желаний -- довольно легко впасть в искушение смотреть на ситуацию "со своей колокольни", считая собственную точку зрения самой главной и единственной, которая имеет значение. В Магии Хаоса есть магические техники, работающие с эго. Они позволяют смещать перспективу и смотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Давая возможность почувствовать относительность любой точки зрения, Магия Хаоса показывает, что факты и события редко бывают такими четкими и определенными, какими мы хотим их видеть. Кроме того, есть проблема отношения к собственному "я".
*
Хотя наука в какой-то степени вытеснила религиозную концепцию бессмертной души, сама она тоже разграничивает внутреннее и внешнее, разделяя "сознание" и "тело" ("дух" и "машину"). Магические теории (которые, как и теории науки, были в целом оформлены и обобщены в XIX веке) в той или иной мере стремятся закрепить такое разделение. Магия Хаоса, придерживаясь противоположной точки зрения, считает, что сознание рождается из тела. На первый взгляд такая точка зрения кажется механистической, и за нее Магию Хаоса подвергают резкой критике. Однако тут нечто большее, чем просто отказ от общепринятых воззрений. Многие маги употребляют термин телосознание, специально подчеркивая, что сознание и тело -- это единое целое. Если это признать, то само деление на "субъективное" и "объективное" становится сомнительным. Более того, эту точку зрения разделяет наука о хаосе2, которая показала, что "объективный" мир, некогда считавшийся измеримым, количественно определяемым и объяснимым на основе математических правил, обладает высоким уровнем "нечеткости" и неопределенности, а "субъективный" мир разума можно исследовать с использованием аналитических инструментов. Не только нет никакого "духа" в машине, но и само представление о физиологической машине, движущейся в пассивной среде, довольно примитивно. Философия Хаоса развивает идею о взаимозависимых системах, или экологиях, которым присуща способность к самоорганизации. Отправьтесь в лес или вообще куда-нибудь "на природу". Вы входите в динамическую экосистему, элементами которой служат флора, фауна, местная история, географические и геологические особенности, мифы, сезонные изменения и погода. Входя в такую взаимосвязанную согласованную динамичную систему, вы становитесь еще одним ее элементом. Возникающие у вас ощущения будут зависеть от вашего взаимодействия с другими элементами, о которых вы большей частью даже не догадываетесь (по крайней мере, вначале). Прежде чем вы начнете превращать это место в "магическое пространство", понаблюдайте за ним, ощутите внутреннее родство с этим местом, и, возможно, вы многому удивитесь.
*
Это иллюстрирует еще один важный момент в динамике "я" -- "другие": оказываясь в новой ситуации, мы спешим сразу же дать ей определенную оценку и интерпретацию, не оставляя места для возникновения других оценок и интерпретаций. Вместо того, чтобы укреплять "различия" между "я" и"другими",Магия Хаоса во всей полноте прославляет всеобщее разнообразие и несходство. Если "Ничто не истинно, все разрешено", то у жизни нет "Высшего Смысла" и "Великого Космического Плана", кроме того, который мы решим ей придать или в который предпочтем поверить. Кто-то сочтет это цинизмом. Для мага-хаотиста это пьянящий глоток головокружительной свободы.
Достижимая Реальность
Магия -- это набор техник и приемов, которыми можно пользоваться для расширения границ Достижимой Реальности. Мы ощущаем Достижимую Реальность как жестко заданный диапазон успешных действий, которые считаем возможными и осуществимыми в любое данное время. Цель магии заключается в том, чтобы исследовать эти границы и пытаться их раздвинуть, расширяя сферу возможного. Характерными чертами общества в последнее десятилетие двадцатого века стали сомнение и цинизм. Один из первых барьеров, с которым вам придется столкнуться, -- это сомнение в том, может ли вообще магия "работать". Как и в сексе, в магии нужно непосредственно практиковаться, чтобы полностью ее понять. Одно-единственное действие, с помощью которого вы продемонстрируете себе, что МАГИЯ РАБОТАЕТ, стоит тысяч книг по так называемой оккультной теории.
*
Многое из того, что выдается за теорию магии, представляет собой мешанину заимствованных концепций, начиная с карт "внутренних планов" теософского происхождения и заканчивая популярной психологией и "альтернативной" физикой. В Магии Хаоса вопрос о степени "истинности" любой концепции считается неуместным, ибо только практическое осуществление -- а вовсе не последовательность и согласованность аргументации -- придает любой концепции жизнеспособность. Многие оккультные теории воспринимаются так же, как общенаучные описания мира. То есть они изначально считаются "истинными" независимо от человеческого опыта и переходят из книги в книгу, не вызывая ни малейших сомнений, пока, наконец, не возводятся в ранг общепризнанных истин; узнав о том, что эти "истины" для вас сомнительны, многие их приверженцы страшно огорчатся. Сталкиваясь с Магией Хаоса, многие люди испытывают шок, поскольку им предлагается забыть ортодоксальную теорию магии, а опираться только на личный опыт. Но есть и теория другого рода, теория практическая, которая имеет колоссальное значение для современного мага. Практическая теория излагает только те принципы и модели, в достоверности которых маг убеждается на личном опыте. Таким теориям нельзя научить, ибо они рождаются в результате применения магии в вашей жизни. Хотя книги и другие люди могут дать вам знание магических техник, только вамсамим решать, как их применять и в какие теории и убеждения облекать результаты их применения. Никаких "правильных" методов выполнения магических действий не существует: есть только методы, которые работают или не работают для вас. Магия обучает гибкости мышления и свободомыслию, поэтому не удивляйтесь, если время от времени ваши представления о магии будут меняться.
Магическая сила
Магия Хаоса не только занимается расширением границ Достижимой Реальности, но и предполагает понимание того, что некоторые добровольно принятые ограничения могут быть источником силы. Кстати, что такое "сила"? В магическом контексте обладать силой означает быть способным вызывать опасных демонов, изничтожать врагов и пользоваться помощью могучих партнеров. Ходит много толков о таинственных и тонких энергиях, с помощью которых проявляется сила мага. У слова "сила" (англ. power) есть много определений, среди которых "способность действовать или вызывать следствие; контроль, влияние или власть над другими" или, как сформулировал Бертран Рассел, "способность добиваться желаемого результата". Пожалуй, последнее определение лучше всего отражает смысл понятия "магическая сила".
*
В последние годы возникла некоторая неясность в вопросе о том, как соотносятся сила и основной принцип Магии Хаоса, согласно которому "Ничто не истинно, все разрешено". Некоторые критики склонны считать, что суть Магии Хаоса состоит в отмене всех ограничений и обретении силы в абсолютной свободе. Это не только неправильное понимание сути Магии Хаоса, но и превратное толкование силы. Абсолютная, ничем не сдерживаемая сила в современном мире -- это фикция. Куда бы вы ни обратили взор в поисках "могущественного" человека, повсюду при ближайшем рассмотрении окажется, что его сила существенно ограничена. Рассмотрим, например, кризис, который возник в США в связи с захватом заложников в Иране. Теоретически тогдашний президент США Джимми Картер обладал достаточным могуществом, чтобы в течение нескольких минут превратить Иран в дымящиеся руины. Хотя военный потенциал США позволял это сделать, в действительности это было невозможно. В свете этого примера можно скорректировать определение "магической силы". Итак, это способность добиваться желаемого результата в рамках ограничений, которые накладывает данная ситуация. Распространено заблуждение, что магическая сила каким-то образом позволяет магу проявлять контроль над аспектами реальности; возникло разделение понятий "внешняя" (плохая) и "внутренняя сила" (хорошая). Термин "внешняясила" характеризует физическую, юридическую или финансовую власть над кем-то или чем-то. "Внутренняя сила" -- это очень личное ощущение того, что ты МОЖЕШЬ, возникающее в результате совершения творческих или магических действий. Такое разделение по-своему ценно, так как позволяет нам понять, что магическая сила находится внутри нас; это сила, которую мы ощущаем изнутри, и она не имеет никакого отношения к внешней силе (власти) над кем-то или чем-то. Далее идут так называемые магические способности: телепатия, левитация, влияние на людей (и события) на расстоянии, чтение ауры, предвидение и т. д., вплоть до сгибания ложек взглядом. В Тантре такие способности называются сиддхи, что в переводе означает "достижения". То, что называется достижением, приобретается в результате практики, дисциплины и терпения. Если вам когда-нибудь повстречается маг, который совершает чудеса "по требованию", не сомневайтесь, что он практиковался в течение весьма долгого периода времени.
*
Магия -- это поиск силы, то есть способности достигать желаемого результата. Вы становитесь "сильным" именно в этом смысле, когда демонстрируете себе (и остальным, если работаете в группе или в контакте с другими магами), что способны реализовать ваше намерение, не теряя уверенности и не напрягаясь. Ведь магия -- это не столько то, что вы "делаете", сколько проявление вашей сущности. Разница между успешным магом и человеком, страдающим манией величия, как раз и заключается в понимании границ и ограничений появления вашей силы. Магия Хаоса вовсе не призывает отменить все правила и ограничения. Магия Хаоса -- это процесс открытия самых эффективных указаний и дисциплин, которые позволят вам вызывать изменения в мире.
Магическая реальность: Сумеречная Зона
Магия -- процесс двусторонний; вы используете магию, чтобы измениться, а она, в свою очередь, изменяет вас. Позволяя себе войти в магическую реальность, вы не создаете некую магическую территорию за пределами вашей повседневной жизни, а разрешаете магии войти в вашу жизнь, впуская в нее все странное, иррациональное, необъяснимое, но при этом неопровержимо реальное. Освоив ритуальную магию, вы можете научиться вызывать духов, но что произойдет, когда духи вызовут вас? Мелькание полуразмытых фигур, мимолетные ощущения присутствия чего-то странного, мерцающие огни и блуждающие тени -- все это характерно для магической территории. Но что вы сделаете, когда магической территорией станет ваш дом?
*
По этой теме нет готовых сценариев поведения или учебных курсов. Вы обучаетесь на личном опыте и слушаете друзей. Это самое настоящее вторжение Сумеречной Зоны, когда размываются границы, которые мы прочерчиваем между повседневным опытом и чем-то более чем реальным. Что самое важное в этих ощущениях? Во-первых, то, что они реальны до такой степени, что охватывают вас вопреки всем рациональным объяснениям.. Во-вторых, эти переживания часто разделяются другими людьми. Маг общается с богами, демонами, духами, элементалами и т. п. Может ошибочно показаться, что все эти сущности находятся только в вашем распоряжении, не существуют сами по себе и не обладают собственной волей. Это заблуждение рассеивается, когда дух появляется без вызова, и особенно если другие люди тоже с ним встречаются. Причем, как правило, в таких случаях мы воспринимаем их появление вполне "нормально". И только впоследствии, когда до нас вдруг доходит, что произошло, мы удивляемся: "Чего-чего?".
: НЛО-навты никогда не показываются тем, кто в них верит, а предпочитают являться "самым обычным людям". Но, видимо, все же существуют какие-то особенности осознания и восприятия, которые способствуют или, наоборот, мешают ощущать присутствие "Сумеречной Зоны". Еще этому способствует физическое истощение, ибо оно обостряет ваши ощущения. А вот умственное перенапряжение притупляет ваши чувства и способность воспринимать вторжения извне. Наверное, разумнее всего относиться к происходящему на уровне "что происходит, то происходит". Такая позиция перекликается с доктриной Остина Османа Спейра "Не важно -- значит, не нужно", которая тоже позволяет немного расслабиться. К такому опыту нужно подходить весьма взвешенно и "трезво". Объяснения -- ничто, опыт -- все..
ключевая идея Магии Хаоса- Вам вовсе не обязательно верить в прошлые жизни, чакры, реинкарнацию, скрытых Адептов и астральный план, чтобы успешно заниматься магией. Если вам непременно хочется во что-то (или во все это, или во что-то другое) верить, дело ваше. Точно так же вам не обязательно верить во что-то, чтобы оно вдруг заскочило к вам "на огонек".
*
Теория Хаоса
Теория хаоса - это теория многих дисциплин. Она применяется во
многих областях знания - от изучения эпилепсии до колебания
курсов ценных бумаг на фондовой бирже. Но самые поразительные
выводы, к которым приходит теория хаоса, касаются нашего
внутреннего восприятия мира на повседневном уровне. Мы считаем
вполне "естественным", что события развиваются в логической,
линейной последовательности, а если нечто выбивается из такой
последовательности, мы считаем это аномалией. Такая линейность
отражается во всем, от математики до беллетристики, доходя до
уровня, на котором представление о линейности мира срастается с
нашим сознанием и считается само собой разумеющимся. Мы
представляем наше восприятие мира именно таким, но это не
значит, что в реальности мы воспринимаем мир именно так. В
каком-то смысле теория хаоса показывает нам очевидное: одно
событие может изменить последующие события и оказать
колоссальное влияние на нас. Например, мы считаем, что день ото
дня не меняемся, оставаясь "самими собой", а меняемся только по
прошествии долгого периода времени. Теория хаоса показывает
внутреннюю сложность, которая скрывается за кажущейся внешней
простотой. Обратите внимание, как мы моделируем наше сознание.
Мы говорим о "нормальном" сознании, а все, что от него
отличается, называем "измененными состояниями сознания". Но ведь
мы непрерывно переходим из одного состояния сознания в другое,
то осознавая, то переставая осознавать все, что происходит
вокруг. Мы погружаемся в воспоминания, фантазируем, фокусируем
внимание на фрагменте внутреннего диалога, на какой-то мелодии
или песенке из рекламного ролика, мы грезим наяву, продумываем
возможные варианты развития событий в ближайшем будущем, и так
далее. Когда вы задумаетесь, что в каждый момент времени ваше
сознание одновременно блуждает по многим направлениям,
"нормальное сознание" покажется вам фикцией. Сознание работает
не в дискретном, а в аналоговом (т. е. непрерывном) режиме.
*
Пример хаотического поведения из повседневной жизни – движение
жидкости в миксере. Это устройство подчиняется простым
механическим законам: его нож-смеситель вращается с постоянной
скоростью, и взаимодействие жидкости с ножом внутри миксера
можно описать простыми детерминистическими уравнениями. Однако
возникающее при этом движение жидкости весьма сложно. Ее
соседние области рассекаются ножом и разделяются, а отдаленные
области могут сближаться. Короче говоря, жидкость перемешивается
– для этого миксеры и предназначены.
Выражение «теория хаоса» используется преимущественно в
популярной литературе. Специалисты же рассматривают эту
дисциплину как раздел теории динамических систем.
*
Основным понятием теории хаоса является аттрактор, т.е. то
поведение, к которому в конце концов приходит или в пределе
стремится система.
Хаотический аттрактор обладает скрытой структурой, которая часто
становится явной после графического представления итераций.
. Представим себе две частички порошка,
находящиеся рядом друг с другом в жидкости внутри миксера. После
включения миксера эти две частички недолго останутся рядом; они
быстро разойдутся в разные стороны и вскоре начнут двигаться
независимо. Подобным же образом, если дважды запустить
хаотическую систему из очень близких начальных состояний, ее
поведение в этих двух случаях быстро станет совершенно
непохожим. Это означает, что на больших временных интервалах
хаотические системы непредсказуемы. Малейшая погрешность
измерения начального состояния быстро растет, и предсказание
будущего состояния становится все более неточным. Однако, в
отличие от случайной системы, краткосрочное прогнозирование
здесь возможно.
Примеры приложений. Теория хаоса находит приложения в широком
спектре наук. Одним из самых ранних стало ее применение к
анализу турбулентности в жидкости. Движение жидкости бывает либо
ламинарным (гладким и регулярным), либо турбулентным (сложным и
нерегулярным). До появления теории хаоса существовали две
конкурирующие теории турбулентности. Первая из них представляла
турбулентность как накопление все новых и новых периодических
движений; вторая объясняла неприменимость стандартной физической
модели невозможностью описания жидкости как сплошной среды в
молекулярных масштабах. В 1970 математики Д.Рюэль и Ф.Такенс
предложили третью версию: турбулентность – это хаос в жидкости.
Их предположение поначалу считалось весьма спорным, но с тех пор
оно было подтверждено для нескольких случаев, в частности, для
ранних стадий развития турбулентности в течении между двумя
вращающимися цилиндрами. Развитая турбулентность по-прежнему
остается загадочным явлением, но хаоса вряд ли удается избежать
в любом возможном ее объяснении.
Ранняя работа Э.Лоренца в области метеорологии получила
дальнейшее развитие, и теперь известно, что полные уравнения
поведения атмосферы, используемые при прогнозировании погоды,
могут вести себя хаотически. Это означает, что долгосрочные
прогнозы погоды на основе данных о ее прошлом состоянии
подвержены «эффекту бабочки», так что погода обычно не может
быть предсказана более чем на четыре или пять дней вперед –
независимо от мощности используемых компьютеров.
Движение в Солнечной системе тоже, как известно, хаотично, но
здесь требуются десятки миллионов лет, прежде чем какое-то
изменение станет непредсказуемым. Хаос проявляет себя
многообразными способами. Например, спутник Сатурна Гиперион
обращается по регулярной, предсказуемой орбите вокруг своей
планеты, но при этом он хаотически кувыркается, изменяя
направление оси собственного вращения. Теория хаоса объясняет
это кувыркание как побочное действие приливных сил, создаваемых
Сатурном. Теория хаоса объясняет также распределение тел в поясе
астероидов между Марсом и Юпитером. Оно неравномерно: на одних
расстояниях от Солнца существуют сгущения, на других – пустые
промежутки. И сгущения, и пустые промежутки их гелиоцентрических
орбит находятся на расстояниях, образующих «резонансы» с
Юпитером, т.е. период обращения каждого астероида составляет
некую простую дробь с периодом обращения Юпитера. Например, в
резонансе 2:3 период обращения астероида равен 2/3 периода
обращения Юпитера. Теория хаоса показывает, что одни резонансы
порождают устойчивое поведение (сгущения), тогда как другие –
неустойчивое (пустые промежутки). В частности, астероиды в
резонансе 1:3 с Юпитером имеют неустойчивые орбиты и могут
испытать возмущения, заставляющие их пересечь орбиту Марса,
после чего они могут испытать дальнейшие возмущения и пересечь
орбиту Земли. В 1995 Ж.Ласкар установил, что на временных
масштабах десятков миллионов лет вся Солнечная система хаотична.
Однако хаос не делает все черты движения в Солнечной системе
непредсказуемыми. Например, форма планетной орбиты может быть
предсказуемой, однако точное положение планеты на орбите
остается непредсказуемым. Ласкар предсказал вероятное будущее
Солнечной системы в целом на следующие несколько миллиардов лет.
Согласно его вычислениям, ничего существенного не случится с
орбитами внешних планет – Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и
Плутона. Орбиты Земли и Венеры тоже не претерпели бы
существенных изменений, если бы не Марс, орбита которого
изменится настолько, что он едва не столкнется с Землей.
Меркурий тоже приблизится к Венере и будет либо выброшен из
Солнечной системы, либо поменяется местами с Венерой.
Хаос имеет место также в биологии и экологии. В конце 19 в. было
установлено, что популяции животных редко бывают стабильными; им
свойственны нерегулярно чередующиеся периоды быстрого роста и
почти полного вымирания. Теория хаоса показывает, что простые
законы изменения численности популяций могут объяснить эти
флуктуации без введения случайных внешних воздействий. Теория
хаоса также объясняет динамику эпидемий, т.е. флуктуирующих
популяций микроорганизмов в организмах людей.
Может создаться впечатление, что теория хаоса не должна иметь
каких-либо полезных применений, поскольку хаотические системы
непредсказуемы. Однако это неверно, во-первых, потому, что лишь
некоторые аспекты хаотических систем непредсказуемы, и, во-
вторых, потому, что полезность теории не ограничивается
способностью прямого прогнозирования. В частности, теория хаоса
предлагает новые методы анализа данных и обнаружения скрытых
закономерностей там, где прежде систему считали случайной и
никаких закономерностей в ее поведении не искали, полагая, что
их просто не существует. Одним из приложений этого подхода
служит машина FRACMAT, обеспечивающая дешевую и быструю
процедуру контроля качества пружинной проволоки.
*
Магические модели
Наблюдаемые сдвиги в научной парадигме повлекли за собой
изменение общей концепции магии. До последнего времени (в
широком историческом смысле) люди, практикующие магию,
придерживались "Духовной" Модели, согласно которой Иные Миры
реальны и населены различными пантеонами дискретных сущностей:
элементалов, демонов, ангелов, богинь, богов и т. п. Задача мага
или шамана заключается в том, чтобы разработать (или получить в
наследство) карту маршрутов в Иных Мирах и завести там друзей
(или войти в контакт с родственниками). Выполняя эти задачи, он
вынужден взаимодействовать с духами определенным образом, чтобы
заставить их выполнить его волю. Поэтому священники молятся,
шаманы употребляют священные грибы, чтобы встретиться с
предками, а демонологи выкрикивают страшными голосами
ветхозаветные тексты, угрозами заставляя сущностей подчиняться
им.
К началу восемнадцатого века, когда происходило зарождение
точной науки, на Западе распространилась теория "животного
магнетизма", первая "Энергетическая" Модель магии. Эта модель
указывает на существование "тонких энергий", которыми можно
манипулировать при помощи ряда техник. Затем появились Бульвер-
Литтон с его идеей энергии вриль, Элифас Леви с астральным
светом, медиумы с их эктоплазмой, адаптированные для Запада
теории праны, чакр и кундалини и, наконец, Вильгельм Рейх с его
энергией оргон.
Очередной виток развития магии происходил на фоне популяризации
психологии - главным образом благодаря психоаналитическим
"вывертам" Фрейда, Юнга и компании. На этом этапе Иные Миры
превратились в миры внутренние, демоны переселились в
подсознание, а Скрытые Учителя оказались проявлениями "Высшего
Я". Для ряда последующих сторонников этой модели карты Таро из
магической и прорицательной системы превратились в "инструменты"
личной трансформации, а богини и боги перешли из разряда
"реальных" сущностей в психологические символы, или архетипы. Сейчас, когда мы начинаем жить в информационной культуре,
большие перспективы сулит парадигма "Кибернетической" Модели.
Эта модель утверждает, что независимо от нашего чувственного
восприятия реальная Вселенная по природе стохастична. Магия -
это набор техник, вызывающих нейрологический шторм в сознании,
из-за которого возникают микроскопические флуктуации во
Вселенной, а они в конце концов приводят макроскопическим
изменениям - в соответствии с намерениям мага. Именно в этом
состоит суть "эффекта бабочки" (2). Еще одним примером
Кибернетической Модели может служить нью-эйджерское поверье о
том, что кристаллы работают "наподобие" компьютерных микросхем.
Есть все признаки того, что кибернетическая модель согласуется с
моделью духовной, и если оставить в стороне математические
доказательства и непонятную терминологию, эта модель
действительно отличается простотой и изяществом.
У каждой модели есть свои притягательные стороны, как есть свои
приверженцы и противники. Во многих оккультных учебниках
довольно успешно уживаются элементы Духовной, Энергетической и
Психологической Моделей. Если когда-нибудь вам доведется
"объяснять" все эти непонятные вещи скептику или твердолобому
материалисту, возьмите за основу Психологическую Модель.
Современные люди, которые придерживаются Духовной Модели (если
только они не сторонники "языческих" или "оккультных"
убеждений), считают, что обладают исключительным правом на
использование духов! Если вы имеете дело с компьютерным или
фрактальным фанатом, обязательно излагайте ему "киберпанковскую"
парадигму. Если же говорить об ученых, то они вообще признают
что-то лишь в том случае, если это "рационально обосновано".
Например, до недавнего времени, пока не появилась теория
эндорфинной стимуляции, научный истеблишмент с большим
пренебрежением относился к акупунктуре, которая объяснялась на
основе Энергетической Модели. Теперь же набор иголок есть в
физиотерапевтическом отделении любой больницы.
Хотя маги склонны привязываться к любимой модели, гораздо
полезнее плавно менять модели в зависимости от обстоятельств.
Некоторые модели "лучше" других объясняют некоторые аспекты
магии."Духовная", и самая старая, модель способна объяснить
чуть ли не любой аспект. Психологическая модель может быть
полезна, когда рассматривает магию как процесс личного развития,
но она не в состоянии объяснить, почему западный человек,
который не знает о том, что его околдовал шаман, и вообще не
верит ни в какую магию, как миленький в должное время
покрывается сыпью. Если вы используете лишь одну магическую
модель, то рано или поздно Вселенная подбросит вам то, что не
впишется в ее параметры. Если вы тратите больше времени на
отстаивание любимых моделей, чем на их модификацию, то знайте,
что вам пора проходить декондиционирование.
ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ
1. THE SPIRIT MODEL - ДУХОВНАЯ МОДЕЛЬ
2. THE ENERGY MODEL - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
3. THE PSYCHOLOGICAL MODEL - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
4. THE INFORMATION MODEL - ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
5. THE META-MODEL – МЕТАМОДЕЛЬ

Теги: Я" и "другие"

0

2

ДУХОВНАЯ МОДЕЛЬ

Эту модель принято считать наиболее древней из перечисленных
моделей, хотя она всегда могла прекрасно сочетаться с
энергетической моделью ( а, возможно, энергетическая модель
возникла и ранее духовной). Данную модель магии можно и по сей
день обнаружить, исследуя как шаманские культуры, сохранившиеся
на планете, так и большинство т.н."мировых религий". Основным
постулатом такой модели магии является существование Иного мира,
населенного более или менее однотипными "самостоятельными"
существами: ангелами, демонами, духами, богами и т.д. Шаман (или
маг, волшебник)- это тот, кто может проникнуть в этот мир по
своей воле, кто знаком с ним, совершал по нему путешествия,
знает его язык (и), традиции и правила, тот, кто в своих
скитаниях обрел в этом мире друзей, встретил и победил врагов.
Эти верования очень важны, так как магия и состоит в данной
традиции в оперировании данными понятиями, вернее, в общении с
теми, кого мы подразумеваем, говоря о "духах" или "ангелах". И
вот тому довольно занятный пример: слово, обозначающее ведьму в
современном немецком языке ("Hexe"-f.)происходит от Древнего
Верхнегерманского "hagazussa", которое переводится, как
"оседлавшая ограду". Забор, ограда в данном случае - это граница
между мирами. Та, что "оседлала ограду" одной ногой находится с
мире реальном, физическом, а другой - в магическом мире видений,
духов. Она всюду дома. Духи и иные существа, невидимые глазу (во
всяком случае, глазу "простого смертного") оказывают на мир
физический непосредственное воздействие, задача же шамана (или
мага)- тоже суметь претворить свою волю (существующее в мире
невидимом) в мир видимый, направив ее соответствующим образом.
Это может быть совершено с помощью молитвы, взаимовыгодного
обмена, принесения жертвы, камлания, а также лести и ухищрений
или даже ( распространенная практика Средневековых магов-
демонологов) использования третьей магической силы и
последующего запугивания, давления а то и принуждения вызванной
сущности к исполнению воли мага.
Иной мир достаточно конкретен, существует его собственная
география, но при этом он естественно сосуществует с миром
физическим. Секрет умения проникнуть в Иной мир заключается в
способности достигать ИСС (Измененного Состояния Сознания),
входить в контролируемый транс, ощущать экстаз - словом,
обладать всеми необходимыми талантами шамана.
Данная модель была самой распространенной до сего момента,
особенно в т.н. Традиционной Магии ( иногда называемой
Церемониальной магией). Такие признанные авторитеты как Франц
Вардон и Алистер Кроули (в определенной степени) придерживались
именно этой модели магии.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
На Западе подъем интереса к этой модели магии начался с
появлением Месмеризма ( в конце 18-го века). Антон Месмер,
который не был оккультистом в привычном смысле этого слова, тем
не менее почитался современниками как "чудотворец". Он заново
обратил внимание на примеры древних целительских техник, науку
гипноза и магнетизм. Месмер выдвинул собственную теорию
"животного магнетизма", который он понимал как тонкую силу,
присущую в первую очередь живым организмам, но при этом он начал
широко использовать металлические магниты в целительских
практиках.
Хотя Французская Революция положила конец (хотя и временный)
движению последователей Месмера, идеи его не были забыты. Они
были приняты среди многих ученых, преимущественно оккультистов,
и способствовали рождению и становлению их собственных
магических теорий. Одним из первых, кто поступил подобным
образом был Балвер Литтон (Bulwer Lytton), член Общества
Розенкрейцеров Англии ( Societas Rosicruciana in Anglia (SRIA),
который утверждал наличие тонкой энергии, которую он назвал Врил
(Vril), возможно создав производное от "virilitas", что на
латыни обозначает "силу, мощь". В связи с этой теорией можно
провести целую серию интереснейших параллелей с представлениями
Элифаса Леви об Астральном Свете, М-м Блаватской, принявшей
йогическую концепцию о существовании праны. Именно в это время
антропологи и этнологи столкнулись с наличием в системе
верований полинезийских народов понятия Мана, а востоковеды
стали проявлять интерес к китайскому принципу Ки ( или Цы).
Последние два открытия - прекрасное доказательство того такта,
что тонкие энергии использовались в магии задолго до 18-го века.
На самом-то деле следы такого использования можно обнаружить и в
ранних шаманских культурах. Шаманизм как магическая система
находится на стыке энергетической модели магии и модели
духовной, то есть шаман может взывать к духам, заклиная их
послать ему Силу или же наоборот, с помощью Силы личной
устанавливать с ними контакт, прося о помощи.
Однако если рассматривать этот вид магии в чистой форме, то
шаману ли, магу ли - не будет необходимости прибегать к помощи
духов и иных сущностей. Мир изначально считается "одушевленным"
и "оживленным" тонкими силами или энергиями, а задача мага
заключается в умении воспринимать эти энергии и манипулировать
ими. Поскольку все явления природы по сути своей имеют
энергетическую базу, существование Иного мира не является
безусловной необходимостью. Ввиду этого маг, скорее, танцующий в
вихре энергий, нежели оседлавший ограду (между мирами). Однако и
здесь ключевым шаманским (магическим) искусством остается умение
входить в транс, или в терминах Магии Хаоса -- gnosis. (Гнозис).
Теоретическая и не только информация, раскрывающая сущность мира
с точки зрения энергетической модели, может быть обнаружена в
работах многих авторов. Однако истинную популярность свою модель
получила именно в 70-е годы, когда движение хиппи и повсеместный
интерес к восточным учениям сделали работу с чакрами
распространенной практикой, а термины подобные " кундалини "-
принятыми в большинстве магических систем. Элементы
энергетической модели магии могут быть обнаружены в предложенной
Францем Бардоном системе "электромагнитных флюидов",
"конденсаторов" ит.д.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Теория подсознательного, предложенная Зигмундом Фрейдом, оказала
колоссальное воздействие как на западную философию вообще, так и
на психологию в частности ( хотя Фрейд не был тем, кто основал
эту науку, вопреки распространенному заблуждению). Нежданно-
негаданно оказалось, что человек более не может считаться
существом, целиком и полностью контролирующим собственное
поведение. И в то время как психология пока лишь приобретает
свойственные официально признанной науке атрибуты, она, вне
всякого сомнения, уже оставила глубочайший отпечаток в
практической терапии и - магии.
Психологическая модель магии вообще не объясняет того, как
именно действует магия. Она лишь раскрывает, каким образом можно
воздействовать на подсознательное ( или же в соответствии с
предложенным позже Карлом Юнгом термином - бессознательное),
обратиться к нему, чтобы то или иное действие свершилось. И
снова путем осуществления будет транс, гипноз, суггестопедия и
использование символов в качестве инструмента ассоциации и
способа связи между сознанием мага и его бессознательным,
которое и ответственно за проявление тех или иных качеств,
реализацию личных желаний мага в физической реальности.
Нельзя также не упомянуть о роли, которую сыграл в признании
Психологической модели магии, Алистер Кроули. Он в течение
некоторого времени пытался найти компромисс между Духовной
магией и Психологической. В результате он все же остался на
позициях традиционалиста <если вообще его можно так назвать -
Сойт>, но его исследования значительно способствовали широкому
принятию психологического компонента магии как факта. Благодаря
его усилиям в этой области даже самые скептично настроенные
оппоненты смогли найти "приемлемые" объяснения магическим
явлениям.
Более радикальный подход предложил Остин Осман Спейр, чья "магия
сигил" основана на основных положения Психологической модели. В
отличие от Фрейда, его методом была активная концентрация образа
желания в виде графического изображения(graphical sigil) и
последующее забывание. Таким образом маг создавал по собственной
воле новый "комплекс", который с течением времени начинал
оказывать действие аналогичное действиям комплексов,
приобретенных естественным путем ( как подсознательные травмы
порождают невротическое поведение).
Маг, который работает в рамках психологической модели является
одновременно специалистом в области программирования и
интерпретации символов, возникающих ( в том числе и по его воле)
в сознании. Он также способен работать с совершенно различными
состояниями сознания. Маг таким образом не испытывает
необходимости "привязать" магические явления к магическому ли
миру, или даже к миру тонких энергий. При этом он не отрицает
возможности их существования и во время работы фактически
руководствуется предположением о наличии этих мировиотом, что
их закономерности могут быть использованы в работе с собственным
подсознанием.
Такие авторы как Израэль Регарди, Дион Форчун, Уильям Батлер,
Францис Кинг, Уильям Грей и в какой-то степени Пит Кэрролл,
считаются приверженцами именно Психологической модели, которая с
70-х годов ХХ-го века и по сей день пользуется наибольшим
доверием среди магов, публикующих исследования на английском
языке.
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Данная модель была разработана в 1987 году и в настоящий момент
еще продолжаются оживленные споры о предполагаемом направлении
ее развития. Основные идеи в данное время можно сформулировать
следующим образом:
a) Сама по себе энергия изначально нейтральна,"глупа"; для
того, чтобы совершить действие, энергия нуждается в информации.
Этой информацией могут быть законы природы или прямые
указания.(direct commands)
b) Информация не наделена массой энергии, посему она
распространяется со скоростью, превышающей скорость света и не
ограничена законами пространственно-временного континуума
Эйнштейна. Следовательно, информация может перемещаться в любое
время в любом направлении. Иногда при объяснении этого явления
проводят аналогию с законами квантовой физики (
противопоставленной т.н. физике Ньютона). В то же время
информация может обладать носителем: той же энергией, живым
организмом или неким предметом - всем, что способно выступить в
роли хранилища информации.
Непосредственно процесс передачи информации пытались объяснить с
точки зрения двух теорий: теории морфических (точнее,
морфогенетических) полей, полей, обладающих определенными
характеристиками, в том числе и информационной, и теории
информационных матриц. Первая из этих теорий в последнее время
уступает свои позиции, хотя сам факт возможности (!) создания
подобных полей с помощью магии признан. Следовательно, основные
исследования проходят в области теории матриц, за которой, по-
видимому будущее.
Несмотря на тот факт, что информационная модель пока находится в
стадии своего становления, уже можно говорить о появлении в
рамках ее особой дисциплины "Кибермагии"(по аналогии с
кибернетикой - наукой, изучающей способы контролирования
систем). Основное отличие кибермагии от магических традиций в
иных моделях - это отсутствие опоры на состояние транса для
достижения той или иной цели. Кибермаг лишь активирует резервные
возможности мозга и ЦНС (собственные или того, на кого нужно
произвести влияние). "В эфир" выдается некая команда
(информационная составляющая), которая и моделирует дальнейшее
развитие событий. Фактически мы имеем дело с передачей команды
из одной системы в другую и ее последующей реализации. В отличие
от сходных действий на уровне энергий, в процессе которых мы
неизбежно бы столкнулись с утратой части энергии в процессе
взаимодействия (которое было бы передачей энергии). В случае с
информацией она не исчезает из одной системы, перемещаясь в
другую. Она будто бы копируется, сохраняясь в обеих системах.
Это свойство действий в данной модели может оказаться
чрезвычайно важным, так как магу для его/ее действий нет
необходимости быть на пике своих сил, будь то силы физические
или душевные. Маг может создавать команды и отсылать их в нужном
направлении покуда в его теле просто сохраняется жизнь,
способность ясно мыслить и умение корректно формулировать сами
команды.
Однако очевидно, что такая магия требует совершенного контроля
прежде всего над собственной системой (в том числе и
организмом), что достигается интенсивными йогическими
практиками, тренировками в раскрытии Кундалини и, безусловно,
медитацией.
Вообще создание команд (которое, конечно же, не может быть здесь
описано полностью)- целое искусство, находящееся в
непосредственной связи с лингвистикой, педагогикой, гипнологией
и смежными дисциплинами. Коль скоро кибермагия - это магическое
программирование, то технологии НЛП имеют к ней самое прямое
отношение. Практические исследования проводились группой Magical
Pact of the Illuminates of Thanateros (IOT), и результаты
(особенно в сфере работы с языком и магического целительства) их
были весьма обнадеживающими.
Хотя кибермагия может быть названа новейшей моделью магии, тем
не менее есть основания полагать, что она-то и представляет
собой ту самую изначальную и древнейшую форму магии. Косвенно
подтверждение этой гипотезы можно обнаружить в рассказах о том,
как древние гуру передавали знания своим ученикам перед смертью
с помощью длительной совместной медитации.
Все вышесказанное - доказательство того, что магия как единое
целое, тем не менее, всегда могла быть рассмотрена с точки
зрения множественных и одновременно существующих моделей. В
процессе развития магической мысли лишь происходило поочередное
выделение той или иной модели, более тщательное ее изучение,
что, естественно, вызывало на некоторое время всплеск интереса
именно к данной модели.
МЕТАМОДЕЛЬ
Метамодель как таковая моделью не является, она, скорее,
руководство по применению других моделей. Главной совет магу
можно сформулировать так:"Всегда используйте ту модель, котора
наиболее соответствует вашим целям".
Может показаться тривиальным, но, как ни странно, далеко не все
маги придерживаются этого мнения. Одно из основных положений
Магии Хаоса ("Ничто не истинно. Все дозволено.") можно назвать
положением, из которого вышеуказанный принцип и следует. Мы
снова руководствуемся правилами прагматического утилитаризма.
Для иллюстрации того, как могут работать разные модели магии
рассмотрим пример магического целительства:
В шаманской (духовной) модели акт целительства представляет
собой экзорцизм. Болезнь - это "зло", "дурные"(или по крайней
мере, нежелательные) сущности в организме больного, которые и
изгоняются шаманом или колдуном. Если речь, скажем, о сердечной
недостаточности, то шаман увидит болезнь в виде зеленой ящерицы
свернувшейся у пациента вокруг сердца. Шаман призовет на помощь
Духов-Помощников, Животное Силы, другие сущности и выгонит
причину заболевания. Пациент будет освобожден от причины
заболевания (как бы она ни выглядела) и пойдет на поправку.
В энергетической модели болезнь - это результат энергетического
дисбаланса. За счет нормализации магом соотношения тех или иных
энергий в организме больного, последний обретает возможность
снова получать и накапливать то, что иногда называют энергией
здоровья или жизненной силой. Сам процесс может представлять
собой наложение рук, работу с энергетическими центрами
(чакрами), использование камней и кристаллов и т.д. Баланс
восстановлен, пациент здоров.
В психологической модели любая болезнь априори носит
психосоматический характер. Таким образом маг выбирает между
проведением особого ритуала, выстроенного специально под данного
пациента с учетом его/ее особенностей ("Вызов Сатурну"-
установка на то, что пациент избежал грозившей ему/ей опасности)
или же изготовление особого изображения, талисмана,
"заряженного" особой установкой на излечение. В отдельных
случаях изготовление талисмана происходит при непосредственном
участии самого пациента, вплоть до передачи процесса целиком в
его ведение.
В информационном модели кибермаг передаст созданную в
собственной системе информационную " целительную матрицу"( или
создаст морфополе с целительным воздействием) и настроит
организм пациента на самостоятельное и автоматическое получение
им информации о здоровье из данных источников. Изначально
предполагается, что пациент располагает необходимым количеством
энергии, чтобы при наличии информации организм его восстановился
сам. Если же маг полагает, что энергии недостаточно, то он
начинает работать с энергетической моделью и обеспечивает
пациента требуемой энергией, восстанавливая баланс и давая ему
силы для выздоровления.
Решая следовать метамодели, маг сразу определяет для себя, в
какой системе он будет проводить то или иное действие. Смешение
также техник возможно <но его тоже следует предусмотреть
заранее, т.е. до начала магического действия.> Решение
принимается в зависимости от собственных прогнозов эффективности
и, безусловно личных предпочтений. Так, я (автор) лучше работаю
с пациентами с помощью шаманской (духовной) или энергетической
моделей, лечить же самого себя я предпочитаю с помощью модели
информационной или психологической. С другой стороны, при работе
с кибермагией до наступления положительного эффекта может пройти
несколько дней, и если боль пациента слишком сильна, правильнее
будет воспользоваться наложением рук.
Очень важным является также фактор времени. В то время как
ритуалы традиционной магии в рамках духовной модели могут
длиться от половины дня до нескольких недель и даже месяцев,
действия с использованием энергетической модели едва ли займут у
вас более нескольких часов.
Хотя, казалось бы, метамодель выглядит убедительно, на практике
многие испытывают сложности при работе с ней, часто вследствие
ее внутренней относительности (релятивизма). Наибольшие
трудности испытывают в таких случаях начинающие маги. Вот как
может, например, выглядеть типичный диалог на эту тему:
Так как, духи существуют?
- В шаманской модели, да.
- А в энергетической?
- Там есть формы тонких энергий.
- А как с психологической моделью?
- Здесь мы имеем дело с проекциями бессознательного.
- Но что происходит в информационной модели?
- Там есть информационные кластеры.
- Все так, но духи-то существуют или нет?!
- В шаманской модели - да.
Это логическое несоответствие, конечно, может иной раз послужить
причиной растерянности. В этом примере спрашивающий будто бы
предполагает, что маг пытается избежать прямого ответа на
вопрос, в то время как сам он находится в плену убеждения о
возможности "стопроцентно истинного ответа"(каковое, как вы
понимаете, мягко говоря идет в разрез с магическим видением
мира). Однако любой полный надежд маг-киберпанк сейчас не сможет
избежать того чтобы рано или поздно прийти все к тому же самому
выводу: что свобода и догма - вещи взаимоисключающие.
Полезность теории хаоса как модели заключается в том, что она, в
отличие от предыдущих теорий, способна приближенно моделировать
огромное множество явлений. Наука, существовавшая до развития
теории хаоса, рассматривала все явления в отрыве друг от друга,
то есть выделяла один элемент события или ситуации и подробно
его изучала. Например, типичный подход к изучению аппарата
нашего чувственного восприятия сводится к изучению каждого
органа чувств в отдельности. Мы можем многое узнать о кажд
отдельном органе чувств, но разве такой метод точно описыв
наше восприятие мира? Человек постоянно совершает ошибку,
путает карту с территорией, то есть ведет себя так, словно
модели, которые мы используем для интерпретации нашего опы
представляют собой реальный опыт. Согласно теории хаоса, н
модель не в состоянии описать какое-то явление совершенно
она способна дать нам лишь приблизительное представление о
явлении. Принцип неопределенности Гейзенберга продемонстри
эту концепцию на математическом уровне.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно