ГИМЕЛ
ג
Сахар ве-онеш
Награда и наказание

Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга "Еврейские буквы".
Книга переведена, но еще не издана.
Для издания книги "Еврейские буквы" нужны спонсоры.
*
Наши мудрецы учат, что гимел символизирует богатого, бегущего за бедным, буквой далет, чтобы дать ему пожертвование. Слово гимел происходит от гмуль. На древнееврейском языке это слово означает «воздаяние»: добром или наказанием. В Торе у награды и наказания одна цель – исправление души, чтобы она максимально удостоилась Божественного Света.
*
Награда и наказание предполагают, что человек свободно избирает добро или зло. (Смысл буквы гимел отсылает назад, к открытой левой стороне буквы бет, от которой исходит буква гимел, как объяснялось.) Рамбам (Маймонид) особенно подчеркивает, что свобода воли – один из основных принципов еврейской веры. По его мнению, Грядущий мир, время вознаграждения, – это чисто духовный мир, мир душ, не имеющих тел. Рамбан (Нахманид) не согласен с этим и утверждает, что поскольку свобода воли существует лишь в нашем физическом мире, конечное исправление мира – вознаграждение в Грядущем мире – также будет имеет физический характер. Кабала и теория хасидизма поддерживают мнение Рамбана.
*
На это указывает ножка буквы гимел, выражающая бег богатого человека вслед за бедным, чтобы одарить его добром. Бег больше всех других физических актов выражает силу желания бежать, рац, от слова рацон, «желание, воля» и свободу выбора. При беге нога соприкасается с землей; актом воли душа непосредственно влияет на физическую реальность. Конечное вознаграждение, конечное раскрытие Сущностного Света Бога, таким образом, будет справедливо уделяться душе в соответствии с тем, каким было ее поведение прежде, в физическом мире.
*
В Торе сказано: «Сегодня (в этом мире) делать их (т.е. заповеди)», из чего Мудрецы заключают: «Завтра (в Грядущем мире) получить за них вознаграждение». Лишь «сегодня» мы имеем возможность выбирать между добром и злом. И в соответствии с нашим выбором сами определяем, будет ли «завтра» вознаграждение или наказание. Зло – конечный феномен, то же можно сказать о наказании. Но добро и вознаграждение поистине бесконечны. Буква гимел «сегодня» – тайна выражения «лучше один час покаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь в Грядущем мире». Буква гимел «завтра» – тайна выражения «лучше один час блаженства в Грядущем мире, чем вся жизнь в этом мире».
*
ГИМЕЛ
*
ФОРМА: Вав с буквой иуд, образующей «ножку».
*
Человек в движении.
*
Миры
*
Свойственный природе бег богатого к бедному, полного к пустому.
*
Души
*
Бег и возвращение души между ее Божественным источником и физическим обиталищем.
*
Рука Яакова, схватившая пятку Эсава.
*
Постоянное продвижение еврея.
*
Божественность
*
Распространение и сжатие Бесконечного Света в ходе Сотворения.
*
НАЗВАНИЕ: Верблюд; мост; прекращение грудного вскармливания; благоволение.
*
Миры
*
Хождение верблюда по пустыне этого мира.
*
Верблюд символизирует ангела смерти.
*
Мост; внутренне присущая природе сила соединения.
*
Первичная материя и Божественная мудрость.
*
Души
*
Душа, черпающая из своего Источника.
*
Процесс прекращения грудного вскармливания, когда человек учится быть самостоятельным.
*
Божественность
*
Постоянное дарование Богом Своей доброты и прекращение цимцумом «кормления молоком».
*
Обязанность подражать Богу, оказывая добро.
*
ЧИСЛО: Три
*
Миры
*
Числовой символ устойчивости и баланса.
*
Равновесие между тремя первичными элементами Сотворения: воздухом (авир), водой (маим) и огнем (эш).
*
Души
*
Три праотца: Авраѓам, Ицхак и Яаков.
*
Три вида душ евреев: коѓаним (священники), левиим (левиты) и исраэлим.
*
Сеголь и сеголта.
*
Божественность
*
Три части Торы: Пять книг Моисея, Пророки и Писания.
*
«Три, связанные вместе: Израиль, Тора и Бог».
*
ФОРМА
*
Буква гимел состоит из буквы вав, представляющей собой прямостоящего человека, с буквой иуд внизу: ногой в движении.
*
МИРЫ
*
Ножка буквы гимел, символизируемая буквой иуд, – это способность отдавать часть самого себя другому. Буква иуд, самая маленькая, но и самая компактная и концентрированная из букв, представляет собой точку существенного «себя», семя воспроизведения. Находясь в нижней позиции, как ножка буквы гимел, она – тайна подлинного дарования себя. Кабала учит, что голова символизирует получение чего-либо. Тело – интеграцию; ноги (включая место обрезания, т.е. союза) – даяние. Когда йуд буквы гимел, богатый человек (мужская категория), отдан букве далет, бедному человеку (женская категория), буква далет становится беременной и превращается в букву ѓей. Сказанное объясняет последовательность этих букв в алфавите: гимел, богатый человек, бегущий за «статичной» буквой далет (подобно двери, делет, которая может только вращаться на своих петлях, открываться и закрываться), за бедняком, чтобы удовлетворить его нужды, и вместе они образуют букву ѓей.
*
На уровне миров бег богатого к бедному, полного к пустому, заложен в законах природы. Вода (мужская сила сфиры хесед – доброты и милосердия) бежит вниз, чтобы наполнить нижний пустой бассейн. Высшая энергия стремится к энергии низших ее состояний. У живых существ родители рождают свое потомство, а затем заботятся о нем и дают ему пищу. Гимел дает жизнь, пульс «бега и возвращения», что в полной мере выражено в букве хет, букве жизни, как объясняется дальше.
*
ДУШИ
*
Как говорилось, гимел находится в состоянии движения, вначале направленного книзу, чтобы вдохнуть жизнь в тело, до тех пор бывшее безжизненным: «И Он вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живым существом». Дарование жизни – тайна вознаграждения и наказания, внутреннее наслаждение и муки самой жизни. Внутренний пульс жизни человека – переживание блага и удовольствия, происходящих из его благого Источника. Внешний ее пульс – переживание страдания из-за заключения в нижней, физической реальности и страстное желание освободиться из заключения и вернуться к своему источнику. Здесь иуд, ножка буквы гимел, бежит к безжизненной букве далет, оживляя ее, и это тайна «пяты» (самой нижней ступени) корня души, нисходящего от своего Источника Свыше, чтобы поддержать и вдохнуть жизнь в тело, физическую «пяту». Это тайна Яакова (יעקב): йуд-экев, иуд-«пята», чья рука, яд (от иуд) при рождении ухватила пятку Эсава, как об этом говорится в кабале и теории хасидизма.
*
Динамическое движение жизни, тайна буквы хет, родившейся от буквы ѓей, забеременевшей от буквы гимел (в тайне соотношения: 3 (гимел) + 5 (hей) = 8 (хет), изменяет свое направление. Вначале оно стремится кверху, к своему духовному источнику, затем возвращается книзу, чтобы оживить свое физическое жилище, тело. В каждом живом существе есть это динамическое движение «бега и возвращения». Жизненная сила еврейской души уникальна: ее «бег и возвращение» превосходят природные границы. «Бег» всех других живых существ направлен к их частному источнику в иерархическом раскрытии Имманентного Света Бога в природе, а «бег» души еврея направлен к его истинному Божественному Источнику, Трансцендентному Свету Бога, который бесконечно выше жизненной силы, проявляющейся в природе. Даже ангелы определяются как «стоящие» – статичные – в противоположность постоянно «идущей» божественной душе еврея: «И Я сделаю вас “идущими” среди этих “стоящих”». Постоянное продвижение («хождение») «бега и возвращения» еврейской души – тайна «странствования» первого еврея, нашего праотца Авраѓама: «И Авраѓам [постоянно] продвигался, странствуя и идя по направлению к югу». «Юг» – символ Бесконечного Трансцендентного Света Бога, цель стремления ввысь Авраѓама, как и сфирот хохма (мудрость) и хесед (доброта) – особых качеств души, свет которых он (Авраѓам) принес при возвращении от своего Источника.
*
Бег гимел книзу, вначале дарующий жизнь и искрящуюся динамику «бега и возвращения» (буква хет), отражает свою силу и источник в служении души, заключающейся в возвращении души и ее нисхождении с апогея ее бега ввысь, чтобы внизу исполнить Желание Бога. Результат этого служения – влияние «возвращения» души книзу на этот мир, влияние, хотя и находящееся в прямой пропорции к ее «устремленности» к «бегу», тем не менее, сильнее всякого ожидания. Ибо при своем возвращении душа получает дополнительную силу от внутренней Сущности ее Источника, силу, которую она не может получить при одном лишь «беге», стремлении ввысь. Таким образом, внешняя реальность буквы гимел искрится жизнью, а ее внутренняя реальность осуществляет жизнь.
*
БОЖЕСТВЕННОСТЬ
*
Направление «бега и возвращения» Божественного Света и жизненной силы противоположно направлению их в душе. «Бег» направлен книзу, к творению, это первое направление буквы гимел, а последующее «возвращение» направлено к Самому Себе. Бег книзу – тайна ножки буквы гимел, как уже объяснялось. Возвращение кверху – тайна вознесения и включения продолжения буквы гимел от ее нижней ножки к ее «головке», к иуд на ее вершине. Бег книзу – тайна буквы гимел в слове гдула, «величие» (свойство Авраѓама), конечная мотивация всех подлинно добрых дел, как объясняется в хасидизме. Возвращение кверху – тайна буквы гимел в слове гвура, «сила» (свойство Ицхака), – сила возвращения к своему источнику. Равновесие этих двух дополняющих друг друга движений Божественного Света обеспечивает стабильность Творения. «Бег» Божественного Света дает Творению существование. «Возвращение» дает Творению возможность самосознания, первого условия свободы воли.
*
Самая важная концепция Торы, непосредственно связанная со смыслом буквы гимел, – это «акты творения добра», гмилут хасадим. Эти слова, начинаются с гимел и хет, что указывает на связь между этими буквами, как говорилось выше. В выражении гмилут хасадим последнее слово означает проявление доброты, а гмилут – ограничение этого (как в одном из значений буквы гимел: «переставать кормить грудью», как объясняется в следующем разделе). На уровне Божественности кажущийся парадокс этого выражения относится к Богу, который одновременно делает Творение реальным («бег»), и в то же время как бы отстраняется от Творения («возвращение»), как отец, стоящий возле ребенка, чтобы его поддерживать, и одновременно отдаляющийся от него, чтобы учить его ходить.
*
НАЗВАНИЕ
*
Слово гимел означает «верблюд», «мост» (на арамейском языке), «прекращение кормления грудью» и «благоволение».
*
МИРЫ
*
Верблюд – символ странствования по пустыне, жизненного путешествия по земле. Неся на себе как тяготы жизни, так и ее вознаграждения, верблюд накапливает в себе воду доброты, необходимую для существования в пустыне. Верблюд приносит жизнь в безжизненную пустыню, но, «с другой стороны», в кабале он символизирует ангела смерти, выходящего из пустыни. Для праведника само мирское существование – смерть. Это символизирует верблюд. Ривка упала с верблюда, впервые увидев Ицхака, ее суженого, олицетворяющего Божественную цель в жизни.
*
На арамейском языке слово гамла означает «мост», символ соединяющих сил в природе, таких как электричество, магнетизм и гравитация. Мост напоминает верблюжий «горб», связь между буквой гимел и буквой хет (ее формой), единственной буквой, имеющей «горб» – мост между двумя ее составными частями, между двумя предшествующими ей буквами, вав и заин. Как объяснялось выше, жизненная сила, исходящая от буквы гимел, раскрывается в букве хет как «бег и возвращение». Мост соединяет два сменяющих друг друга движения. Некоторые силы в природе кажутся двумя разными силами, но они представляют собой одну силу, как электричество и магнетизм. Другие силы, такие как гравитация, кажутся единственными в своем роде. Эти явления могут символизироваться двугорбым или одногорбым верблюдом.
*
Переставляя буквы в корне גמל, мы получаем слово гелем, (גלם), «первичная материя, лишенная формы». Числовое значение этого слова, 73, равно числовому значению слова Хохма («Мудрость»), – основной силы Творения: «Ты все мудростью сотворил». В Зоѓаре слово Хохма передается как коах ма, «сила вопрошания “что” – как бесформенная материя (о которой человек спрашивает «что?»). Хохма соответствует букве иуд в Божественном Имени Ѓавайе, которая вместе с гелем читается как – гимел.
*
ДУШИ
*
Слово гамуль означает «младенец-сосунок», намекая на душу, получающую питание от своего Источника. Парадоксально – то же слово означает и «прекращать кормить грудью». Эти два, как кажется, противоположных понятия – кормление грудью и его прекращение, даяние себя другому и затем отдаление и отнятие дара, являются отражением понятий вознаграждения и (конструктивного) «наказания» на уровне душ. На деле, этот кажущийся дуализм проявляется во всех плодотворных взаимоотношениях, когда дают, чтобы установить независимость того, кто получает. Сравнение души с младенцем-сосунком мы находим в псалме 131: нафши кегмуль алай имо, «моя душа – на груди матери младенец, сосунок». Некоторые комментаторы считают, что слово гмуль в этом стихе означает «ребенка, переставшего кормиться грудью». Согласно обоим объяснениям, эта метафора выражает полное доверие души к Богу. Кормление грудью и его прекращение Свыше, как в сознании матери, отражается в ребенке как полное доверие к матери, а, следовательно, и как его собственное чувство независимости. Как уже объяснялось, «вознаграждение и наказание» буквы гимел становится «бегом и возвращением» буквы хет. Здесь «вознаграждение» (кормление грудью) и «наказание» (прекращение вскармливания) становятся «бегом» доверия и «возвращением» зрелой независимости.
*
Отношение буквы гимел к хет на уровне душ прекрасно и сжато выражено царем Давидом в псалме 119: «Даруй от доброты Твоей Твоему рабу, и я оживу» – «даруй от доброты» (גמל) – родственно слову гимел, а «я оживу» (אחיה) происходит от корня с буквой хет.
*
БОЖЕСТВЕННОСТЬ
*
Тора велит нам идти путями Бога, подражать Его Божественным свойствам и, в особенности, Его актам доброты, как сказано: валахта бедрахав, «И ты будешь идти Его путями». «Хождение», как и отдача самого себя другому, – это содержание буквы гимел, как объяснялось выше. Мы находим в Талмуде следующее:
*
«За Богом, твоим Богом, ты будешь идти»: может ли человек идти вслед за Божественным Присутствием, о котором сказано: «Бог, твой Бог – пламя поглощающее»? Но (это означает) – следовать за свойствами Пресвятого, благословен Он; как Он одел нагих, как сказано: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их», так и ты одевай нагих; Пресвятой, благословен Он, посетил больных, как сказано: «И Бог явился ему (Авраѓаму), который был болен после обрезания» в долине Мамре, так и ты посещай больных; Пресвятой, благословен Он, утешал скорбящих, как сказано: «И было после смерти Авраѓама, и Бог благословил (т.е. утешил) сына его Ицхака», так и ты утешай скорбящих; Пресвятой, благословен Он, хоронил умерших, как сказано: «И Он похоронил его (Моше) в долине», так и ты хорони умерших».
*
Бог постоянно совершает самый великий акт доброты, вновь и вновь творя из ничего весь реальный мир и поддерживая жизнь всех Своих творений. Поскольку конечная Истина заключается в том, что Он – всё, уже само то, что Он нас сотворил и удовлетворяет все наши нужды, означает, что Он дает нам часть Самого Себя. Отдавать самого себя другим – акт высшей доброты, как символизирует буква гимел. Тайна Цимцума, сжатие и сокрытие Божественного Света, соответствует элементу «наказания» в тайне буквы гимел, и происходит это ради установления чувства независимого существования во всех сотворенных существах. Чем регулярнее нам удается совершать искренние акты доброты, подражая Богу и идя Его путями, тем больше мы становимся Его «соучастниками» в процессе постоянно возобновляемого Сотворения.
*
ЧИСЛО
*
Числовое значение буквы гимел – три.
*
МИРЫ
*
В общем, число три представляет собой стабильность и равновесие: «Мир (уровень миров) стоит (поддерживается их заслугой) на трех вещах (трех реальностях уровня душ): на Торе (ее изучении), на служении (служении в Храме и в общем – служении молитвой) и на добрых поступках». Как Дом Израиля держится на заслугах трех праотцев (это объясняется на уровне Душ), так эти души-прототипы пронизывают саму природу, чтобы поддерживать ее существование. В природе души появляются как ор хозер, «возвращающийся (отраженный) свет», так и эти три столпа: Тора, служение и добрые дела – в Мишне соответствуют праотцам в обратном порядке: Яакову, Ицхаку и Авраѓаму. В природе есть равновесие между тремя первичными элементами Сотворения: воздухом, водой и огнем. Воздух происходит от корня «Торы», на средней линии. Огонь – от «служения», как жертвы в Храме называют «огнями», на левой линии. Вода – от добрых дел, они как вода нисходят и отдают себя тем, кто ниже, на правой линии. Эти элементы соответствуют трем еврейским буквам: алеф (אויר), «воздух»), мем (מים), «вода») и шин (אש), «огонь». Это три основные буквы Творения, как объясняет Сефер йецира.
*
Четвертый элемент, земля, не рассматривается в книге Сефер йецира, поскольку по отношению к трем активным, «богатым» элементам, земля «бедна» и пассивна, соответствуя, следующей букве, далет.
*
ДУШИ
*
Три составные части еврейского народа – коѓаним (священники), левиим (левиты) и исраэлим – происходят от трех первичных корней души нашего народа, трех праотцев: Авраѓама, Ицхака и Яакова.
*
Состояние равновесия и гармонии, создаваемое общими усилиями этих трех типов душ, проявляется в первую очередь в Храме, где одновременно коѓаним совершают обряды жертвоприношения, левиты поют, а исраэлим, все остальные евреи, смотрят и слушают, читая стихи из Торы. Здесь раскрывается духовная гармония всей вселенной в микрокосме. Бог называет нас ам сегула, Своим «избранным народом». Понятие «избранный», происходит от слова «сеголь», названия древнееврейской гласной, состоящей из трех точек, расположенных треугольникомֶ. Правая верхняя точка соответствует доброте, левая верхняя точка – силе, а точка ниже посередине – милосердию, присущим прототипам душ трех Патриархов. Поэтому они проявляются в трех составных частях еврейского народа.
*
В таамим, знаках кантилляции, меодических знаках Торы, «сегольта», тоже состоит из трех точек, но средняя точка в ней расположена выше правой и левой точек: \. Эти три точки соответствуют доброте, силе и милосердию, как они проявляются в разуме и сверх-разуме. Корень Яакова, милосердие, – средняя точка венца надсознания (проявляющегося в знании). Правая точка – точка мудрости, корень Авраѓама, а левая точка – точка понимания, корень Ицхака.
*
БОЖЕСТВЕННОСТЬ
*
На уровне Божественного? число три представляет собой три части Письменной Торы – Танаха, «тройной Торы»: пять книг Моисея, восемь книг Пророков и одиннадцать книг Писаний. «Основой» арифметической прогрессии 5, 8, 11 является число 3. Таким образом, прогрессия начинается с 2 [расстояние от 3 до 5], что соответствует двум скрижалям Завета, полученным Моше на Синае, началу Письменной Торы.
*
Намек на это содержится в стихе из Мишлей: «Не написал ли Я тебе удивительные вещи в советах и в знании». Слово шлишим, «удивительные вещи», происходит от слова шалош, «три». Тройная природа Торы отражает ее вечную силу, как сказано: веахут амешулаш… «Тройная нить не скоро оборвется». Внутренняя структура Торы – свойство Божественного, ибо, в конечном счете, Тора и Бог едины.
*
Тройственность на уровне Божественного проявляется еще в связи между Израилем, Торой и Богом. Это выражено в книге Зоѓар известным изречением: «Три узла связаны друг с другом: Израиль с Торой и Тора с Богом». До Сотворения эти три были одним. После Сотворения душа еврея должна восстановить свою сущностную связь с Богом через ее связь с Торой.
*
На самом деле, здесь три отдельные связи, как учил Любавичский Ребе: связь Израиля (еврейского народа) с Торой, связь Торы с Богом и прямая связь Божественной Сущности душ евреев (Израиля) с Богом (что проявляется в минуты истинного самопожертвования Богу, которое выше «осознания» Торы).